Президент готовит чиновников по квоте

Президент готовит чиновников по квоте
Попасть в квоту "по знакомству или по коррупционной схеме" будет совершенно невозможно

23 июля 2008

Дмитрий Медведев преподнес очередной неприятный сюрприз чиновникам. Президент посетовал на низкий уровень кадровой ротации во власти и предложил создать базу управленцев, которые бы занимали должности не «по знакомству или по коррупционной схеме», а в соответствии с профессиональными качествами.
Неделю назад на заседании президиума Госсовета в Петрозаводске Медведев объявил войну компьютерной безграмотности среди госслужащих. «Чиновник, не владеющий элементарными навыками пользования компьютером, не может эффективно работать», – констатировал тогда президент и потребовал ввести этот критерий в «результаты периодической аттестации» госслужащих.
Судя по тому, что заявление это прозвучало на Госсовете, карательная мера должна распространиться на всех представителей властной вертикали, включая губернаторов.
Тему модернизации элиты Медведев продолжил в среду на совещании по формированию резерва управленческих кадров. В мероприятии приняли участие глава президентской администрации Сергей Нарышкин, его первый заместитель Владислав Сурков, вице-премьер Сергей Собянин, а также президентские полпреды в федеральных округах. Одним словом, те люди, которые напрямую отвечают за кадровую политику Кремля. Медведев выступил с инициативой заведения особой базы данных на профессионалов. «Наиболее перспективные кадры должны войти в так называемую президентскую квоту, – заявил Медведев, оговорившись, что присутствие в этой квоте будет «не симпатичной рамочкой, а реальным знаком качества». Попасть в квоту «по знакомству или по коррупционной схеме» будет совершенно невозможно. «Решение о замещении должности порой принимается по знакомству, по принципу личной преданности или, что наиболее отвратительно, за деньги, то есть должности продаются, – напомнил Медведев. – Личные профессиональные достижения я буду оценивать сам».
Не удастся отсидеться на скамейке запасных и лидерам регионов, назначение которых, как выяснилось, тяжким бременем ложится на президентские плечи. «Каждый раз ломаем головы, как найти кадры для замещения высших должностей в регионах», – пожурил Медведев участников совещания. Был подвергнут резкой критике и низкий уровень кадровой ротации. «Очень редко я подписываю распоряжения о перемещении из одного региона в другой, – отметил глава государства. – Переход толковых чиновников из регионов в Центр и наоборот очень редок, хотя такая мобильность нам очень нужна».
Принципы кадровой политики, предлагаемые президентом, для России являются революционными. По мнению руководителя Центра изучения элиты Института социологии РАН Ольги Крыштановской, власти послали обществу недвусмысленный сигнал: давайте откажемся от клановости, от «питерских» и спецслужбистов и будем искать профессионалов. «При Путине был перекос в сторону лояльности, – констатирует эксперт. – На трех профессионалов приходилось семь лояльных представителей власти. При новом президенте этот перегиб, возможно, будет устранен».
Предтечей президентской квоты, за которую ратует Медведев, является старая советская система подбора кадров, полагает Крыштановская: «В советское время на каждую должность, начиная с номенклатуры секретариата ЦК, существовал резерв. Каждый чиновник знал, что у него в резерве, скажем, еще три фамилии». Однако существенным недостатком этой системы была низкая скорость «элитного трафика», которая приводила к тому, что молодые кадры старились на комсомольских должностях. Средний возраст пребывания в должности начальников составлял 22 года, а средний возраст первых руководителей – около 70 лет. Современная Россия по этим показателям соответствует развитым демократическим странам. Средний возраст российской элиты составляет 53 года, а средний срок пребывания в должности – 4 года.
«Независимая газета»