Судебные приставы становятся могущественнее

Федеральная служба судебных приставов превращается в спецслужбу. Эксперты расходятся во мнениях: одни считают, что это поможет в борьбе с кредитным кризисом, вторые - что новые полномочия не всегда улучшают эффективность работы.
8 сентября 2008

     Россия стоит на пороге криза платежей по кредитам частных лиц - именно с этим эксперты связывают все увеличивающиеся полномочия Федеральной службы судебных приставов (ФССП), которая постепенно превращается в мощную спецслужбу, пишет газета «Новые известия».
     На данный момент России грозит дефолт, вызванный большим количеством задолжностей по внутренним кредитам, а ФССП является хорошим инструментом воздействия на неплательщиков. Пользуясь такой ситуацией, служба приставов и дальше будет разрастаться, приобретая все новые полномочия, отмечает гендиректор Центра политической информации Алексей Мухин.
     Действительно, полномочия ФССП за последний год стали весьма значительными.С 1 февраля 2008 года действуют поправки к закону «Об исполнительном производстве», позволяющие судебным приставам запрашивать персональные данные о доходах граждан у банков, самостоятельно устраивать выемки финансовых документов, входить в квартиры для описи имущества в отсутствие хозяев. Пристав-исполнитель теперь самостоятельно оценивает находящиеся в квартире должника вещи. Оценщик привлекается только в случае, если арест накладывается на недвижимость, ценные бумаги, драгоценности, произведения искусства и антиквариат, а также вещи, стоимость которых по предварительной оценке превышает 30 тысяч рублей. Кроме того, приставы получили право принудительно регистрировать имущество должников, пишет издание.
     Разрабатываются и новые методы борьбы с неплательшиками. Возможно, уже в ближайшем будущем приставы смогут списывать деньги с мобильных телефонов граждан, которые не желают добровольно оплачивать услуги ЖКХ, алименты и штрафы. Приставы будут ограничивать и передвижение должников по стране, лишая их водительских прав, рассказал собеседник газеты начальник управления организации исполнительного производства ФССП Эдуард Ольхов.
     Кроме того, планируется ужесточить наказание для злостных неплательщиков алиментов. Максимальный срок ареста предлагается увеличить с 3 месяцев до года.
Также, по словам замдиректора ФССП Артура Парфенчикова, в России может быть скоро узаконено положение об аресте записанного на третьих лиц имущества должников. То есть приставы получат право изымать за долги гражданина автомобиль его отца или квартиру тещи. Если, конечно, докажут, что имущество было специально перерегистрировано на родственника.
     Служба судебных приставов в России, конечно, нужна, отмечают эксперты, однако огромные полномочия не всегда способствуют улучшению работы. «Это закон существования всех бюрократических структур. Будь то министерство или какая-то служба, она всегда стремится к повышению своей значимости, хочет стать больше и получить максимум полномочий, даже про запас. И Служба судебных приставов не исключение», – считает замдиректора Института социальных систем Дмитрий Бадовский.