Коррупция в России таких же масштабов, как в Кении и Сирии

По международному рейтингу Transparency International, по уровню коррупции современная Россия занимает 147 место из 180. Стране не удалось даже выйти за черту "опасно для государства", помеченную тремя баллами, как и Сирии, Кении и Бангладешу.
23 сентября 2008

     Коррупция в России давно перевалила за уровень «опасно для государства» (3 балла), по крайней мере, этому соответствуют набранные 2,1 балла по Индексу восприятия коррупции (ИВК) и 147 место в рейтинге международной организации Transparency International, которая в 2008 году поставила Россию по уровню коррумпированности в один ряд с такими странами как Сирия, Кения и Бангладеш.
     ИВК составляется ежегодно на основе экспертных опросов и исследований о распространенности коррупции среди государственных служащих и политиков в 180 странах. При составлении рейтинга стоит обращать внимание, в первую очередь, не на место страны, а на количество набранных ею баллов: чем меньше, тем хуже. Для России этот показатель с 2004 года, когда был достигнут максимум (2,8 балла), все время снижался. Хотя по словам эксперта директора российского отделения TI Елены Панфиловой, реальное ухудшение положения прослеживалось лишь в 2004-2005 годах, а «последнее время наблюдается колебание в негативной тенденции». «Падение рейтинга объясняется тем, что есть ощущение коррупционного давления на бизнес и граждан, а каких-то системных действий по противодействию все еще не наблюдается», – заявила «Газете.Ru» Панфилова.
     Однако в Transparency International считают, что активность президента Дмитрия Медведева в борьбе с коррупцией должна уже в следующем году отразиться на положении страны в рейтинге. Ведь в этом году он назвал борьбу с коррупцией одной из приоритетных задач государства на нынешнем этапе, однако все предпринятые им меры не успели повлиять на составленный рейтинг, т.к. были озвучены после завершения сбора материалов Transparency International.
     Однако уже в 2009 году российский рейтинг ИВК должен повыситься, считают в российском отделении антикоррупционной организации, но только в том случае, если политики начнут предпринимать реальные меры, а не только заниматься «бумаготворчеством», поясняет Панфилова.
     Но существует и проблема: показатель ИВК «чрезвычайно трудно улучшить» за краткосрочный период, поясняют специалисты. ИВК-2008 основан преимущественно на данных последних двух лет, относящихся к восприятию коррупции, сформировавшемуся, возможно, еще раньше. Это означает, что существенные изменения в восприятии этого явления смогут отразиться в индексе лишь через более длительные промежутки времени. Наконец, нельзя утверждать, что, к примеру, Сомали – самая коррумпированная страна в мире, так как рейтинг ИВК означает лишь то, что Сомали так воспринимается экспертами.
     Отдельное место в пресс-релизе Transparency International уделяется состоянию коррумпированности стран бывшего СССР. По мнению составителей рейтинга, улучшается положение сейчас лишь в Грузии: за год показатель вырос с 3,4 балла до 3,9, что свидетельствует о эффективности реформ, проводимых правительством этой страны.
     Но лучшая страна бывшего СССР по ИВК – Эстония, занимающая 27-е место в рейтинге с 6,6 балла. ИВК Латвии составляет 5 баллов, Литвы – 4,6 балла. Опережают Россию, кроме балтийских стран и Грузии, также Армения и Молдавия (по 2,9 балла), Украина (2,5 балла) и Казахстан (2,2 балла). Лидерами рейтинга остаются скандинавские страны и Новая Зеландия. Дания, Новая Зеландия и Швеция набрали по 9,3 балла, сразу за ними расположились Сингапур с 9,2 баллами, а также Финляндия и Швейцария, набравшие по 9 баллов. Замыкает список Сомали, набравшая 1 балл, Ирак и Мьянма, набравшие по 1,3 балла, и Гаити с 1,4 балла.