Депутаты предлагают возродить в России народную дружину

Авторы законопроекта - депутаты и члены Совфеда - полагают, что дружинники помогут снизить уровень уличной преступности и хулиганства. Правозащитники опасаются, что народные правоохранители будут злоупотреблять своими полномочиями.
12 января 2009

      На днях депутатами Госдумы и членами Совета Федерации был разработан законопроект «Об участии граждан в охране общественного порядка». Согласно документу помогать обеспечивать порядок на улицах должны сами граждане и делать это организованно, вступая в народные дружины.
      Предлагаемый документ вызвал множество споров: дополнительная помощь в поддержании порядка – это, конечно, плюс, однако правозащитники опасаются, что создание дружин может привести к росту неформального произвола. Кроме того, такая инициатива законодателей – признак того, что правоохранители самостоятельно со своей работой не справляются.
      По словам члена Общественной палаты Марии Каннабис, сам факт появления таких дружин будет означать, что со своими профессиональными обязанностями «не справляется тот, кто обязан справляться», то есть правоохранительные органы. Но если дружинники смогут «хоть немного снизить уличную преступность, будет уже хорошо», - передает ее слова «КоммерсантЪ».
      Косвенно мнение Марии Каннабис подтверждает и пояснительная записка к предлагаемому законопроекту. По мнению создателей документа, существует тревожная тенденция роста уличной преступности и хулиганства – ежегодно примерно, на 10-15%. Именно с такими противоправными действиями и призвана бороться народная дружина.
      Другое мнение имеет глава думского комитета по безопасности Владимир Васильев. Он полагает, что порядок на улицах должен обеспечиваться, в первую очередь, благодаря сознательности граждан: чем «большая часть населения заинтересованно участвует в охране общественного порядка, тем четче устанавливается правопорядок как таковой».
      Общественные формирования правоохранительной направленности и так уже существуют в стране. Людей, задействованных в 34 тысячах организаций, насчитывается более 363 тысяч, - заявили авторы законопроекта. Однако есть проблема: действия этих организаций регламентируется разными законами, не связанными друг с другом. Теперь же все правила будут сведены в одном акте, - пишет «КоммерсантЪ».
      Итак, согласно законопроекту, наиболее предпочтительная форма народного противостояния преступности – дружина. Создаваться они будут на деньги местного самоуправления, а детальное положение о народных дружинах вправе разрабатывать региональные власти. Следить за порядком дружинники обязаны в тесном взаимодействии с правоохранительными органами. А казачьи дружины обязаны также выбирать себе командира по согласованию с милицией, - пишет издание.
      Одна из наиболее волнующих проблем, которая может возникнуть вместе с дружинами, – превышение полномочий народными правоохранителями. Согласно законопроекту, дружина – не просто общественная организация, всем ее членам будет дано право «требовать от граждан и должностных лиц прекратить противоправные деяния».
      Хотя в документе и прописано, что дружинниками не должны допускаться необоснованные ограничения прав и свобод граждан, действия, имеющие целью унижение чести и достоинства человека и гражданина, но даже сторонник новой инициативы Владимир Васильев предполагает, что «на первых порах могут возникнуть проблемы» со злоупотреблениями полномочиями.
      Совсем пессимистично настроен Валерий Борщов, член экспертного совета при уполномоченном по правам человека РФ. Он не сомневается, что создание народных дружин приведет к росту злоупотреблений полномочиями, чего, по его мнению, и так достаточно в правоохранительных органах. Кроме того, он опасается, что за превышение полномочий с дружинников потом и спросить-то нельзя будет, в отличие от милиционеров – представителей власти.
      Также правозащитник думает, что безликих дружинников будут использовать для разгона митингов и акций протеста, не применяя ОМОНа, не имеющего на то права. «Точно так же, как в советские времена стригли стиляг и резали им брюки вместо милиции, которая не имела права на подобные действия», - сравнивает Валерий Борщов.