Правозащитники требуют отставки Суркова

По итогам визита президента США Барака Обамы образована двусторонняя российско-американская комиссия, в которой со стороны Кремля вопросы гражданского общества будет координировать замглавы Администрации Президента России Владислав Сурков.
13 июля 2009

Российские правозащитники поддержали создание двусторонней комиссии по вопросам российско-американских отношений, но оказались недовольны тем, что координатором комиссии по вопросам гражданского общества со стороны РФ назначен Сурков. Они попросили президентов РФ и США отозвать кремлевского идеолога, первого зампреда президентской администрации с должности координатора российско-американской комиссии, назвав его «душителем гражданского общества», а его назначение — «насмешкой Кремля». В письме, отправленном Медведеву и Обаме, более десятка российских правозащитников связывают Суркова со сворачиванием свободы печати, ликвидацией конкурентной политической системы и выстраиванием барьеров для развития гражданского общества.

Почему назначение г-на Суркова неприемлемо для российских правозащитников, рассказала «Свободной прессе» руководитель Московской Хельсинской группы Людмила Алексеева: «Он инициатор — или, может быть, рьяный исполнитель — наступления на гражданское общество, которое началось в 2000-х годах. Сурков — один из проводников закона о некоммерческих общественных организациях (НКО), который вступил в действие в 2006 году. Вследствие этого закона число НКО в России уменьшилось на две трети: в 2005 году у нас числилось зарегистрированными около 650 тыс. некоммерческих общественных организаций, а сейчас осталось чуть больше 200 тысяч. Словом, он исполнитель политики, когда душат политические партии, реально возникшие, возникшие сами по себе, и устраивают искусственно рожденные партии в Кремле, а потом обеспечивают им победы, как «Единой России». Сурков душит гражданское общество и строит вместо него муляж гражданского общества. Поэтому мы восприняли как оскорбление, что президент назначил именно его главой комиссии по содействию развитию гражданского общества. На деле все обстоит ровно наоборот».