Россия проиграла в Страсбурге очередное «чеченское» дело

35 тыс. евро должны быть выплачены в качестве компенсации морального ущерба жительнице Урус-Мартана Заре Муцаевой, потерявшей сына. Об этом сообщает центр «Мемориал», представлявший интересы заявительницы.
24 июля 2009

Сначала иск в Европейский суд по правам человека подали родители Хизира Тепсукаева 1980 года рождения, но в 2006 году его отец умер, и мать — Зара Муцаева — продолжила добиваться справедливости.

Ее сын был задержан федералами утром 27 августа 2001 года, когда ехал наниматься на работу. Водитель, подвозивший Тепсуркаева, и его машина находились в розыске, но водителю удалось скрыться, а Тепсуркаева задержали. Спустя некоторое время его забрали сотрудники РУВД Урус-Мартана и увезли в неизвестном направлении. С тех пор мать не видела своего сына.

Родители пропавшего юноши обращались в районную прокуратуру, к представителю президента в Чечне, в Госдуму и другие органы власти. Но уголовное дело по статье «Похищение человека» было возбуждено лишь спустя почти пять месяцев после пропажи Хизира Тепсуркаева. А предварительное следствие длилось более трех лет и приостанавливалось четырежды. Следователи говорили о невозможности установить подозреваемых или обвиняемых, в том время как «Мемориал» отмечает, что было много свидетелей задержания Тепсуркаева милиционерами.

В июне 2005 года Зара Муцаева подала жалобу в Страсбург, суд признал нарушение Россией ст. 2 («Право на жизнь»), ст. 5 («Право на свободу и личную неприкосновенность») и ст. 13 в совокупности со ст. 2 («Право на эффективное средство правовой защиты») Европейской конвенции — в отношении Хизира Тепсуркаева, а также нарушение ст. 3 («Запрещение пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения») в отношении самой заявительницы.

Напомним, что недавно появились сведения о прекращении Россией на неопределенное время выплат компенсаций по решениям Европейского суда, однако Минюст опроверг эту информацию. Как говорят в «Мемориале», создается впечатление, что российские власти окончательно отворачиваются от своих граждан, демонстративно отказываясь защищать их права.