Два года назад Хорошавцева была принудительно помещена в психиатрическую больницу. По ее мнению, примененные при этом нормы Гражданско-процессуального кодекса и закона о психиатрической помощи нарушают сразу девять статей Конституции.
Между тем КС отметил, что принудительная госпитализация в психиатрический стационар не отличается от ареста и поэтому невозможна без судебного решения. Действующая же практика вынуждает судей автоматически продлевать срок пребывания в психиатрической больнице и только потом решать вопрос о правомерности. По мнению КС, это противоречит самим задачам законодательства о психиатрической помощи и международно-правовым актам. В частности, КС сослался на целый ряд решений Страсбургского суда.
Кроме того, КС постановил, что для проведения заседания суда в помещении психиатрического стационара недостаточно одного лишь ходатайства врачей. Подобное решение возможно лишь в исключительных случаях и не должно зависеть от усмотрения одного из участников процесса, считает КС.
Вместе с тем КС отметил, что принудительная госпитализация без предварительного судебного решения оправданна при тяжелых психических состояниях, когда больной представляет опасность для себя или окружающих. В таких случаях, как говорится в законе «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании», требуется оперативное реагирование.