Эксперты: суды присяжных власти не нужны

Такое мнение высказал на пресс-конференции во вторник в центральном офисе Интерфакса адвокат Сергей Антонов.
8 июня 2010

 

«Имеется тенденция, что суд присяжных уничтожается. Власти не интересен суд присяжных, потому что людей, которые приходят исполнять обязанности в качестве присяжных, невозможно подкупить, как невозможно подкупить народ, их невозможно запугать, как невозможно запугать народ», — сказал Антонов. Вместе с тем, по его словам, у правоохранительных органов отработаны определенные методики влияния на присяжных заседателей. «Не секрет, что присяжных прослушивают, имеется искусственный отбор присяжных для участия в слушаниях по делам, которые представляют для власти особое значение. В их состав внедряют агентов», — сказал адвокат.

Он также отметил, что правоохранительные органы «пытаются обвинить присяжных в том, что они не являются профессиональными юристами и не могут оценить всей сложности представленной доказательственной базы». «При этом любой профессионал видит, что на самом деле никакой доказательственной базы нет. Работать наши следователи так, как это предписано демократическими механизмами и принципами подходов к правосудию, разучились», — утверждает адвокат.

Он также подчеркнул, что нет никакого механизма общественного контроля за деятельностью судов. «Единственный механизм, который был, — это суд присяжных, но его роль наблюдается все меньше и меньше», — сказал Антонов. Между тем именно присяжные, «эти люди, которых мы считаем доверчивыми и наивными, они в отличие от профессиональных судей принимают решения объективные», — подчеркнул С.Антонов, добавив, что «судья — это человек, который проходит собеседование в ФСБ, который назначается администрацией президента и не подотчетен народу».

В свою очередь, глава Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов на пресс-конференции высказал мнение, что в России сложилась судебная система, «которая готова не к правоприменению, а к правоиспользованию». «То, что мешает функции правоиспользования, — это суды присяжных», — сказал он. «Мы имеем не просто зависимую судебную систему, мы имеем судебную систему, выполняющую решения. Судьи боятся — говорят, что не хотят лишаться работы, а решения принимаются не судьями, особенно по громким уголовным делам», — добавил он.