Эксперты: «Газпром нефть» нацелилась на Иран

«Дочка» «Газпрома» может заменить ЛУКОЙЛ в Иране в качестве участника освоения нефтяного месторождения «Анаран».
22 марта 2011

«Газпром нефть» планирует инвестировать около $2 млрд в иракское нефтяное месторождение «Бадра». Эксперты считают, что, несмотря на традиционно жесткие условия контракта, проект все равно выгоден для российских нефтяников. Однако на освоении только «Бадры» они могут не остановиться. Вслед за иракским проектом «Газпром нефть» может поучаствовать и в освоении иранской нефти.

В 2011 году «Газпромнефть» собирается инвестировать в иракское месторождение $243 млн. А уже в 2012 г. сумма возрастет почти в два раза -- до $436 млн. Всего инвестиции по проекту, по предварительной оценке, должны составить $2 млрд. Об этом рассказал в пятницу глава проектного офиса «Бадра» Александр Коломацкий.

Напомним, что «Газпром нефть» в составе международного консорциума (Kogas (Корея) – 22,5%, Petronas (Малайзия) – 15%, ТРАО (Турция) – 7,5%) стала победителем тендера на освоение иракского месторождения «Бадра», расположенного на востоке страны в провинции Вассит, в 2009 году. Ей принадлежит 30%. Еще 25% у иракских властей через компанию Oil Exploration Company, OEC.

При этом согласно контракту доля иракской компании финансируется всеми участниками консорциума («Газпром нефть» финансирует 10% иракской Oil Exploration Company, корейская Kogas – 7,5%, малазийская Petronas –5%, турецкая TPAO – 2,5%).

Проект разработки «Бадры» рассчитан на 20 лет с возможной пролонгацией на 5 лет. Предполагается, что уровень добычи нефти на пике составит около 170 тысяч баррелей в день.

Начать бурение «Газпром нефть» планирует уже в апреле-мае 2011 г., как только получит одобрение Министерства нефти Ирака на заключение соответствующего контракта.

По предварительным оценкам, геологические запасы «Бадры» могут достигать 3 млрд баррелей нефти. Примечательно, что на момент проведения тендера запасы месторождения составляли всего 1,2 млрд баррелей.Однако впоследствии оценка была повышена. Сначала до 2,4 млрд. баррелей, а затем до 3 млрд. баррелей.

Участники рынка считают, что, учитывая эти факторы, инвестиции в разработку Бадры могут быть оправданы с лихвой.

Кроме того, есть и другие бонусы. Например. низкая себестоимость добычи. Поэтому даже при достаточно жестких условиях добывающие компании, в итоге будут в плюсе.

«Геологические риски сравнительно невысоки. Если извлекаемые запасы подтвердятся хотя бы на уровне 20% от геологических а смета затрат по проекту не вырастет в несколько раз, то затраты на добычу барреля нефти не превысят $5, а общие upstream cost (то есть добыча, плюс транспортировка нефти до места продажи - НПЗ в ЕС, АТР или США) могут уложиться ниже $30. Что при нынешних ценах на нефть сулит неплохую маржу», -- говорит соруководитель аналитичекого отдела «Инвесткафе» Дмитрий Адамидов.

Кроме того, добавляет замдиректора департамента торговли и продаж по работе с акциями UFS Investment Company Алексей Козлов, это диверсификация бизнеса и доступ к огромному месторождению качественной нефти. Тем более, что довольно скоро, уже в 2013 году должна быть начата добыча.

Однако есть еще один интересный момент, на который указывают отраслевые аналитики

Дело в том, что Бадра является одним из участков большого нефтяного месторождения, расположенном на территории двух государств – Ирака и Ирана. Еще одним из участком этого месторождения является блок Анаран( начальные запасы нефти 1,0 млрд. баррелей или 159 млн тонн), расположенный в Иране.

«На блоке Анаран до недавнего времени работал российский ЛУКОЙЛ. Однако санкции США к компаниям, работающим в Иране, вынудили российскую компанию остановить свою деятельность на Анаране, -- напоминает ведущий эксперт «Инжиниринговой компании «2К» Сергей Воскресенский.

ЛУКОЙЛ вышел из проекта в марте прошлого года. На это решение повлияло наличие у компании активов в США.

«В конце 2010 года «Газпром нефть», не имеющая интересов в США, а следовательно, и не попадающая под санкции, начала активные переговоры по замещению ЛУКОЙЛа в проекте Анаран в Иране», -- продолжает Воскресенский.

По его мнению, объединив блоки Анаран в Иране и Бадра в Ираке «Газпром нефть» повысит эффективность разработки месторождения.

Помешать газпромовской «дочке» могут только традиционные для Ирака политические риски, говорят эксперты. Сколько «захочет» дополнительных налогов (или роялти) иракская сторона и удасться ли при реализации проекта обойтись без взрывов, захватов заложников и прочих неприятностей — пока это остается под вопросом.