Сегодня исполняется 15 лет со дня подписания первым президентом РФ Борисом Ельциным указа «О поэтапном сокращении применения смертной казни в связи с вхождением России в Совет Европы». При присоединении к Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод наша страна сделала оговорку о соответствующем поэтапном присоединении к шестому протоколу, который предусматривает полную отмену смертной казни. Большинство из опрошенных РИА «Новости» правозащитников считают необходимой полную отмену смертной казни в России.
Правозащитник Валерий Шухардин, эксперт фонда «В защиту прав заключенных», называет большим шагом вперед введение моратория на смертную казнь, но подчеркивает, что условия отбывания наказания в колониях, где сидят приговоренные к пожизненным срокам, ужаснейшие в плане быта и отношений с администрацией. «Там все направлено на то, чтобы унизить человека, подавить», — считает правозащитник.
Председатель Независимого экспертно-правового совета Мара Полякова уверена, что система ФСИН «потихонечку улучшается»: «Может быть даже здесь больше сдвигов, чем в других сферах, скажем, применительно к судебной деятельности. Мне кажется, здесь больше ощущаются перемены в лучшую сторону. Они, конечно, далеки от того, как все должно быть». Правозащитница поделилась впечатлениями о содержании пожизненных заключенных за рубежом, где она не раз бывала. Она считает, что условия заключенным на пожизненный срок необходимо максимально гуманизировать и надо в этом плане стремиться к улучшениям.
«Наша тюремная система старается соответствовать европейским пенитенциарным правилам. Есть минимальные пенитенциарные правила по содержанию заключенных, но убийца, преступник не должен находиться в санатории», — считает Мария Каннабих, председатель рабочей группы Общественной палаты по формированию и взаимодействию с общественными наблюдательными комиссиями по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания. Она отмечает, что «многие люди, которые совершили страшное преступление, говорят, что, чем сидеть всю оставшуюся жизнь, лучше бы была смертная казнь, так как проще». «В то же время родственники потерпевших имеют противоположную точку зрения: человек должен страдать длительное время, он должен раскаяться, понять тяжесть преступления», — добавляет она.
Европейские парламентарии заявляют о том, что государство, где сохраняется смертная казнь, не может быть в составе Совета Европы. Однако попытки поставить вопрос о ратификации этого протокола в Государственной думе пока успехом не увенчались.