Критику чиновников, политиков, религии нельзя именовать экстремизмом

К такому выводу 28 июня пришел пленум Верховного суда России, разъясняя сложившуюся практику по уголовным делам о преступлениях экстремистской направленности.
3 июля 2011

В постановлении отмечается, что, исходя из требований Декларации Совета Европы о свободе политической дискуссии в средствах массовой информации, политические деятели могут быть объектом общественной политической дискуссии и критики в средствах массовой информации. А государственные должностные лица могут быть подвергнуты критике в отношении исполнения своих обязанностей.

«Это необходимо для обеспечения гласного и ответственного исполнения ими своих полномочий. Критика в средствах массовой информации должностных лиц (профессиональных политиков), их действий и убеждений сама по себе не должна рассматриваться во всех случаях как действие, направленное на унижение достоинства человека или группы лиц, поскольку в отношении указанных лиц пределы допустимой критики шире, чем в отношении частных лиц», — констатирует Верховный суд России.

Отмечается, что не должна рассматриваться как преступное действие критика каких-либо организаций и религиозных объединений, а также политических, идеологических или религиозных убеждений, национальных или религиозных обычаев.

Верховный суд пояснил, что под действиями, направленными на возбуждение ненависти либо вражды, следует понимать высказывания, обосновывающие и (или) утверждающие необходимость геноцида, массовых репрессий, депортаций, совершения иных противоправных действий, в том числе применения насилия, в отношении представителей какой-либо нации, расы, приверженцев той или иной религии и других групп лиц.

До сих пор правоохранительные органы, судьи неоднозначно трактовали соответствующие статьи Уголовного кодекса РФ. Например, за разжигание национальной и религиозной вражды были осуждены организаторы антиклерикальной художественной выставки «Осторожно, религия!», тогда как устроившие ее погром представили ультраправославных организаций были освобождены от ответственности, комментирует петербургское интернет-издание «Фонтанка.ру» решение Верховного суда.