Сергей Магнитский, обвинявшийся в уклонении от уплаты налогов с организации, скончался в московском СИЗО «Бутырка» в ноябре 2009 года. По данным Генпрокуратуры, смерть арестованного, которому было 37 лет, наступила от сердечно-сосудистой недостаточности. Обвинение против Магнитского было выдвинуто после того, как тот вскрыл схему мошенничества, нити которого вели к представителям могущественных российских ведомств, оказавшихся причастными к незаконному возмещению налогов и рейдерским захватам. Магнитский, несмотря на давление следствия, отказался менять свои показания против преступников.
Лица, причастные к гибели юриста, известны, в США и странах Европы объявлены персонами нон грата 60 чиновников МВД, ФСБ, ФНС, Арбитражного суда, Генеральной прокуратуры и ГУИН — так называемый «список Магнитского».
При этом в России продолжает осуществляться не имеющая аналогов деятельность — против Магнитского, несмотря на его смерть, продолжается судебное преследование.
Прокуратура, следствие и судья Останкинского суда Юлия Боброва признали мать и жену Сергея Магнитского «законными представителями умершего обвиняемого», несмотря на то что такой статус не предусмотрен российским законодательством.
Представители семьи Магнитского настаивают на том, что продолжение уголовного преследования после смерти по закону возможно только в интересах реабилитации, по инициативе родственников и с согласия родственников.
В жалобе указано, что возобновление уголовного дела в отношении Сергея Магнитского после его смерти является незаконным и неконституционным, поскольку расследование ведется не с целью реабилитации, а с целью обвинения: представители МВД официально заявили о том, что в отношении Сергея Магнитского у следствия «оснований для реабилитации не имеется», а также то, что расследование ведется по инициативе прокуратуры и следствия вопреки возражениям родственников, сообщает портал Каспаров.ru.