Католический мир ликует — избран новый Папа Римский. Латинская Америка в восторге — он аргентинец

«Особая буква»

Новый свет Католической церкви

Новый свет Католической церкви
Конклав Римско-католической церкви избрал 266-го понтифика. Им впервые стал выходец из Латинской Америки — Хорхе Марио Бергольо, которого теперь будут называть Франческо.
14 марта 2013
Появившийся над трубой на крыше Сикстинской капеллы вечером 13 марта белый дым возвестил, что появился новый Папа Римский. Через несколько минут после того, как в базилике Святого Петра зазвонили колокола, более миллиарда католиков по всему миру узнали, что они обрели нового понтифика. Десятки тысяч верующих в Риме, собравшихся на площади, приветствовали новость радостными криками Habemus Papam — «У нас есть папа». А спустя чуть более часа взорвался целый континент: новый понтифик — аргентинец.

 

Выборы понтифика начались 12 марта. В Сикстинской капелле закрылись 115 кардиналов, которые обязаны хранить молчание до конца выборов. Для избрания кандидату необходимо получить более двух третей голосов. В первом туре конклав к согласию не пришел — вечером 12 марта из трубы над капеллой пошел черный дым. Днем 13 марта картина повторилась. Для избрания папы кардиналы голосовали пять раз. Напомним, что Бенедикт XVI был избран всего за два тура. 

Примерно в 19.05 по европейскому времени (22.05 мск) у Ватикана появился новый глава. Для его избрания кардиналам потребовалось четыре раунда голосования.

Мир с нетерпением ждал, когда на балконе собора Святого Петра появится архиепископ Жан-Луи Торан и объявит, кто именно стал 266-м по счету главой Римско-католической церкви. По традиции именно он должен озвучить старинную формулу Annutio vobis gaudium magnum: habemus Papam! — «Великую радость возвещаю вам: у нас есть Папа!».

Неизвестность связана с правилом: после избрания новый Папа Римский отправляется в Комнату слез в Сикстинской капелле, чтобы сменить одеяние и помолиться. Лишь потом он выходит на балкон, куда уже вынесен крест, и произносит благословение.

В течение более часа ожидания верующие, приехавшие из разных стран, пели, кричали «Vivat, Papa!», размахивали флагами своих стран: Португалии, Испании, Италии, Аргентины, США. Обстановка была совсем не смиренной. Скорее это было похоже на атмосферу футбольного чемпионата: те же цвета стягов, столь же восторженные лица.

После известия, что новым папой избран аргентинский кардинал, архиепископ Буэнос-Айреса Хорхе Марио Бергольо, площадь на секунду замерла. Тишина сменилась скандированием «Франческо» — объявили, что такое имя принял понтифик. Любопытно, что в толпе вдруг кто-то запел знаменитую «Don't cry for me Argentina!».

Хорхе Марио Бергольо — 1936 года рождения, аргентинский кардинал, иезуит. Архиепископ Буэнос-Айреса с 28 февраля 1998 года. Великий канцлер Католического университета Аргентины. Кардинал-священник с 21 февраля 2001 года с титулом церкви Святого Роберта Беллармина. Преподавал литературу, философию и теологию в трех католических колледжах Буэнос-Айреса. Свободно говорит на немецком и итальянском языках. Противник эвтаназии и абортов.

Le Monde пишет, что «Франческо избегает журналистов и политиков. На его формирование повлияло то, что по образованию он инженер-химик. В стране, где половина населения живет за чертой бедности, его проповеди, не являясь революционными, снискали ему большую популярность среди бедных... Он не стесняется в словах, когда осуждает коррупцию политического класса и кризис ценностей аргентинского общества».

Издание утверждает, что у нового понтифика слабое здоровье и всего одно легкое после операции, перенесенной в возрасте 20 лет. Он жил в небольшой квартире, отказался от лимузина в пользу общественного транспорта и, по некоторым сообщениям, сам себе готовит пищу.

Но все эти подробности второстепенны. Главное — то, что Франческо из Южной Америки, по сути, центра современного католичества.

На избрание нового папы откликнулся известный российский православный проповедник отец Андрей Кураев. У себя в блоге он написал: «Папа Франциск произвел очень светлое впечатление. Добрые глаза и лицо (этого так не хватало Бенедикту). Избранное им имя (Франциск — апостол нищеты) обещает огромные потрясения для католической Церкви — понуждение ее к преобразованию в Церковь бедных, а не в Церковь солидных господ… Он из Латинской Америки, где уже давно католическая церковь начала революционный путь от дворцов к хижинам. Дерзко сказал, что именно Рим нуждается в новой евангелизации. По правилам РКЦ иезуит может быть епископом только в миссионерском регионе. Дай Бог, чтобы по имени стало и житие его».

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов