Слава КПСС

Виталий КОРЖ,

корреспондент «Я»

ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ — ЕДИНАЯ РОССИЯ

ЕСТЬ ТАКАЯ ПАРТИЯ — ЕДИНАЯ РОССИЯ
Какую из ныне действующих в России партий можно считать наследницей КПСС?
29 апреля 2009

На первый взгляд, ответ на этот вопрос выглядит очевидным — конечно же, КПРФ. И в политическом, и в идеологическом, и в организационном смыслах современные коммунисты являются прямыми продолжателями советской партийной традиции.

Вместе с тем, в последнее время список самозваных родственников КПСС в значительной степени расширился. Речь идет не только о мелких политических структурах, эксплуатирующих коммунистические идеи, но и о крупных партиях, давно и, судя по всему надолго, обосновавшихся в парламенте. Говорят, например, что Сергею Миронову приятно слышать, когда «Справедливую Россию» сравнивают, а еще лучше отождествляют с РСДРП. Думается, что «главный социал-демократ» был бы не прочь, если бы его партия в обозримом будущем добилась таких же успехов.

Но пока Миронову и его сторонникам в Госдуме приходится об этом только мечтать. Чего не скажешь о единороссах. В деле партстроительства лидеры «Единой России», кажется, уже взяли высоты, которые прежде покорялись и РСДРП(б), и ВКП(б), и КПСС. Судя по внешним, стилистическим признакам, ЕР все больше становится похожа на советскую компартию времен ее расцвета.

Один к одному

Тема родства «Единой России» и КПСС сейчас обсуждается чуть ли не на каждом шагу. Наблюдая за тем, как «партия власти» постепенно прибирает к рукам все основные рычаги власти, люди испытывают ощущение некоего дежавю. Все это они уже видели в своей прошлой советской жизни. Им трудно не проводить параллели, коих действительно очень много.

Прежде всего, бросается в глаза факт слияния «Единой России» со структурами государственной власти. Советская управленческая модель — «партия есть государство», сегодня активно внедряется в России. Судите сами: под контролем единороссов оказалась не только сфера законотворчества (абсолютное большинство в Госдуме позволяет ЕР принимать любые решения без оглядки на конкурентов), но и вся исполнительная вертикаль. Мэры, губернаторы, депутаты местных и региональных парламентов в основной массе своей являются членами «Единой России». Крепкую дружбу «партия власти» наладила с правительством. Иначе и быть не могло, учитывая, что лидером ЕР является сам премьер-министр. Свою поддержку, пусть и весьма сдержанную, единороссам выказывает и президент.

Чем не КПСС с ее всесторонней вовлеченностью во все сферы государственной власти СССР?

Необычайно похожи и партийные структуры КПСС и ЕР. До недавнего времени знак равенства между ними не позволяло поставить отсутствие в управленческой иерархии «Единой России» такой должности как генеральный секретарь. Но эта проблема была устранена в момент, когда лидером партии стал нынешний премьер-министр. Теперь во главе «Единой России» стоит человек, в руках которого, согласно широко распространенному мнению, сосредоточена реальная власть.

Подробнее структуру ЕР в сравнении со структурой КПСС можно посмотреть на схеме.

Конечно, представленная схема в известной степени условна. Структуры похожи лишь внешне. Это хорошо видно при сравнении уставов партий — особенно той их части, где прописаны функции элементов организационной иерархии. К примеру, по набору рычагов власти председателю ЕР еще очень далеко до того же генсека.

С другой стороны, и не вооруженным глазом видно, что «Единая Россия» в той или иной степени воспроизводит иерархическую модель КПСС. Сознательно она это делает или нет — неизвестно. Но факт остается фактом: у единороссов есть теперь практически все, что когда-то было у советских коммунистов. Вплоть до молодежной организации, чем-то похожей на старый добрый комсомол.

Само собой, действующие внутри «партии власти» органы управления играют не столь важную роль в жизни государства, как это было в СССР. Однако, как вы понимаете, это может быть вопросом лишь времени.

По крайней мере, в других немаловажных вещах единороссы уже догнали своих советских учителей. В частности, в распространении культа личности своего лидера. Уж каких только дифирамбов «Единая Россия» ни пела премьеру, каких только нечеловеческих качеств она ему ни приписывала. От обилия слова «самый» применительно к описанию его достоинств просто рябит в глазах — «самый умный», «самый решительный», «самый предусмотрительный» и так далее. Неудивительно, что приходят воспоминания о сталинско-брежневских временах.

Или вот другая характерная черта, показывающая, насколько ЕР близка к КПСС. Ключом практически ко всем номенклатурным дверям в СССР был партбилет. Именно он очень часто (хотя, надо честно признать, и не всегда) определял высоту карьерного взлета советского гражданина.

«Единая Россия» в этом вопросе превзошла КПСС. Быть беспартийным — читай не принадлежать к стаду «медведей», — в наши времена не может себе позволить ни один мало-мальски влиятельный чиновник.

То же и с бизнесменами. Если предприниматель хочет спокойно работать, вкусно есть и тепло спать, ему жизненно необходимо породниться с «Единой Россией». Ну, или, на худой конец, дать ей денег на выборы. Попытки противостоять этому — назовем вещи своими именами — рэкету строго наказываются. Тут вам и налоговые претензии, и «споры хозяйствующих субъектов», и обвинения в мошенничестве, и так далее, и тому подобное. В пору говорить чуть ли не о репрессиях. Но только уже не по политическим, как в сталинские времена, а по экономическим мотивам (хотя и политических тоже никто не отменял). (Подробнее можно почитать в статье Кризис открыл сезон охоты на бизнесменов) 

Начало пути

Единороссам, сколь настойчиво они ни отрицали бы это, явно не дают покоя лавры КПСС. Особенно в вопросе политической монополии, коей в советское время всецело владели коммунисты. Без нее о неограниченной, вседозволенной власти даже и думать нет смысла. А ведь так хочется безраздельно править и вершить судьбы миллионов.

Пока к партийному единоначалию «Единая Россия» только идет. Но сделано в этом направлении уже многое. Технологи из Администрации Президента хорошо постарались. Вот как закалялась «партийная сталь».

Декабрь 2002 года. С 5 до 7 процентов повышен проходной барьер на выборах в Госдуму, что позволило оставить мелкую партийную рыбешку за бортом парламента.

Ноябрь 2004 года. Министрам разрешено вступать в партии. Этим правом за все время воспользовалось три члена правительства — Александр Жуков, Алексей Гордеев и Юрий Трутнев. Излишне уточнять, членами какой партии они были. Кроме того, премьер-министр правительства, а также министр ГО и ЧС входят в руководство «Единой России», формально оставаясь беспартийными.

Декабрь 2004 года. Минимальная численность партий увеличена с 10 до 50 тыс. человек. Следствие: не все малые партии перерегистрировались.

Май 2005 года. Внесены изменения в законодательство, определяющее схему комплектования парламента. По новому закону всех депутатов (вместо половины) решено избирать по партийным спискам. В результате беспартийные депутаты-одномандатники были уничтожены как класс.

Октябрь 2007 года. Президент России согласился возглавить список «Единой России» на декабрьских выборах, вследствие чего «партия власти» получила 64,3 процента голосов избирателей.

Апрель 2008 года. Перед самым окончанием президентского срока глава государства избирается лидером «Единой России».

Июль 2008 года. Государственное финансирование партий повышено с 5 до 20 рублей за голос избирателя, полученный партией на думских выборах или ее выдвиженцем — на президентских. Бюджет «Единой России», по понятным причинам, увеличился в разы.

Ноябрь 2008 года. Президент страны Дмитрий Медведев в своем послании дал партиям (а в нашем случае фактически «Единой России») возможность определять состав региональной власти. Теперь партии, победившие на региональных выборах, смогут предлагать кандидатуры губернаторов, а депутаты местных собраний — отправлять в отставку мэров. Изменится и процедура наполнения Совета Федерации: со временем все сенаторы могут оказаться партийными выдвиженцами, как и депутаты Госдумы.

Все это, как вы понимаете, сделано во благо укрепления позиций «Единой России». Осталось лишь немного подкрутить политические гайки, затянуть их потуже, и ЕР окончательно превратится в КПСС.

Мешает, правда, одна мелочь. Все-таки партия власти и власть партии — это совсем не одно и то же. У КПСС была власть, которая позволяла ей выстраивать государство по своему образу и подобию. В случае с «Единой Россией» все наоборот. Это государство по своему образу и подобию создает партию, давая ей в руки власть.