Авиация

На внутренних линиях опасно летать

На внутренних линиях опасно летать
Недавно удалось избежать столкновения пассажирских лайнеров в небе над Подмосковьем. Но оказывается, авиакатастрофа была «запрограммирована» — перед вылетом самолета лишили важного прибора.
Комментарий Федерального агентства воздушного транспорта
22 мая 2009

Давно известно, что страхи перед самолетами, мягко говоря, несколько преувеличенны. В среднем за год в авиакатастрофах гибнет 600 человек — столько же погибает в России на дорогах за четыре дня.

По данным Межгосударственного авиационого комитета (МАК) большинство случаев авиационных происшествий было обусловлено человеческим фактором. Основные причины — недостаточная подготовка к полетам, несоблюдение установленных параметров движения при заходе на посадку, отсутствие должного взаимодействия между членами экипажа и нарушения установленных правил эксплуатации.

В конце апреля московские авиадиспетчеры предотвратили столкновение Ту-154М авиакомпании «ЮТэйр», летевшего по маршруту Москва — Самара, и самолета Boeing-767 компании «Трансаэро», летевшего во Владивосток. На борту обоих самолетов было примерно 300 пассажиров. Потенциальное столкновение могло произойти в районе подмосковного города Черусти. Вылетевший из аэропорта Внуково Ту-154 набирал высоту с выпущенными шасси. На высоте 7647 метров и на скорости 496 км/ч экипаж отключил автопилот и уменьшил режим работы всех трех двигателей. После этого в течение примерно восьми секунд воздушное судно теряло высоту и скорость: оно опустилось до высоты 7235 метров, а скорость упала до 440 км/ч.

С экипажем связался диспетчер аэропорта Внуково Илья Куракулов. После того как он убедился, что борт, который должен набирать высоту, на самом деле теряет ее, дал экипажу команду на срочный отворот влево, чтобы Ту-154 разошелся с «Боингом», следовавшим на эшелоне 7200 метров. Самолеты разошлись с боковым интервалом 4,1 километра. У диспетчера была всего 1 секунда на предотвращение столкновения. Глава Росаэронавигации Александр Нерадько предложил представить Илью Караулова к государственной награде.

Если бы на борту воздушного судна была установлена система предупреждения столкновений, ЧП бы не произошло. Но перед самым вылетом прибор с ТУ-154 был снят в целях экономии, так как стоимость такой системы предупреждения составляет от 70 до 100 тысяч долларов. Устанавливается она на самолеты, летящие за границу — там летать без этого прибора просто запрещено.

Комментирует советник руководителя Федерального агентства воздушного транспорта Сергей Извольский

В том случае вина экипажа Ту-154 авиакомпании «ЮТэйр» уже установлена — он нарушил руководство летной эксплуатации воздушного судна. Самолет начал производить набор высоты, не закрыв стойки шасси, что уже является нарушением правил полета.У набиравшего высоту самолета скорость с выпущенными шасси была выше допустимой, которая составляет 400 км/час. На сегодняшний момент в «Росавиации» создана специальная комиссия по расследованию инцидента.

Важно понимать, что случившееся классифицируется не как происшествие, а как авиационный инцидент. Сейчас сложно говорить о каких-то выводах, которые подтвердят или опровергнут возможность катастрофы. «Росавиация» будет рассматривать действия всех, кто принимал участие в управлении полетом, начиная с экипажа и заканчивая действиями диспетчеров. Что касается статистики работы авиаперевозчиков, то в этом году число авиационных инцидентов, связанных с ошибочной деятельностью в работе экипажа, снизилось на 50 процентов по сравнению с прошлым годом.

Во многом это связано с тем, что «Росавиация» по факту каждого авиационного инцидента или происшествия создает комиссию, которая сначала разбирается в том, что произошло, а потом вырабатывает профилактически меры для того, чтобы в дальнейшем предотвратить ситуации подобного рода. Меры, принимаемые комиссией в отношении пилотов заключаются в погашении талона нарушения в свидетельстве пилота. Это грозит пилоту отстранением от профессиональной деятельности, понижением в должности до 2-го пилота, а при приеме на работу ему вправе в ней отказать. В судебном порядке пилота можно лишить правом управления воздушным судном сроком до одного года.