Громкое дело

Юрия Буданова допросили в прокуратуре

Юрия Буданова допросили в прокуратуре
Бывшего полковника обвиняют в причастности к исчезновению людей в Чечне.
Позиция общества «Мемориал»
10 июня 2009

В начале года Юрий Буданов был досрочно освобожден из-под стражи по решению Димитровградского суда. Уже тогда это решение стало предметом споров. Широкий резонанс возник даже несмотря на то, что бывшему полковнику «скостили» всего несколько месяцев. Тем не менее, многие в Чечне, включая самого президента республики, решение о досрочном освобождении Буданова посчитали оскорблением всего чеченского народа.

Сегодня стало известно, что Юрий Буданов был допрошен в качестве подозреваемого по очередному уголовному делу об убийстве чеченских жителей. «В 2000 году восемнадцать чеченцев были незаконно задержаны на блокпосту в Шалинском районе. Трое из них в последующем были обнаружены убитыми. Местные жители утверждают, что к совершению преступления причастен Юрий Буданов», — говорится в сообщении Следственного комитета при прокуратуре России. Бывший полковник российской армии свою причастность отрицает.

Комментирует Александр Черкасов, сотрудник международного историко-просветительского правозащитного и благотворительного общества «Мемориал»

Еще в начале мая 2000 года к нам с заявлением обратились родственники пропавших близ Дуба-Юрта людей. Тогда военная прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело, мотивируя это тем, что между пропажей людей и дислокацией рядом танкового полка полковника Буданова нет никакой связи. А связь, между тем, была. Так, те самые трое убитых чеченцев, о которых идет речь, исчезли в одном месте, а тела их были обнаружены в другом — там, куда передислоцировалось подразделение Юрия Буданова. Это уже наводит на размышление. Если полковник сам и не принимал участие в уничтожении этих людей, он должен нести какую-то ответственность за действия своих подчиненных, будучи их командиром.

К сожалению, не приходится говорить о наметившейся в нашем государстве тенденции расследования подобных случаев. Достаточно сказать, что всего в Чечне пропало без вести от трех до восьми тысяч человек. А случаи расследования и осуждения преступников единичны. Евросуд уже вынес несколько десятков вердиктов по делам об исчезновении людей на территории Чечни. У нас же в стране их всего несколько.

Я считаю, что нахождение и наказание виновных — в интересах всего нашего общества. Что же касается вообще ситуации на Северном Кавказе, где до сих пор сохраняется напряженность, то мир в этом регионе будет только тогда, когда Москва научится решать здесь вопросы не только с помощью оружия.