Вчера состоялось психиатрическое обследование бывшего майора милиции и начальника ОВД «Царицыно» Дениса Евсюкова, устроившего в ночь на 27 апреля стрельбу в одном из столичных супермаркетов.
Судебно-медицинская экспертиза установила, что единственное психическое отклонение Евсюкова — повышенная склонность к агрессии. Однако официального заключения экспертизы пока нет, и вопрос остается открытым.
Тем временем вчера в Нагатинском суде Москвы началось рассмотрение первого иска потерпевшего от действий бывшего начальника ОВД Ильи Герасименко, который требует от Минфина, МВД России и самого Евсюкова 5 млн рублей на лечение.
Комментирует Алексей Кондауров, член президиума Национальной ассамблеи России, генерал-майор КГБ в отставке
Директор института имени Сербского Татьяна Дмитриева сегодня сказала, что пока официального заключения о психическом состоянии Дениса Евсюкова нет. Я сомневаюсь, что бывшего майора милиции признают невменяемым, и это совершенно справедливо — никаких признаков отклонений нет. Врачи регулярно проводят проверки здоровья сотрудников МВД, в том числе и психического. Евсюков дослужился до уровня среднего начальника, поэтому думаю, что с ним все нормально.
Думаю, проблема в другом: в отсутствии какого-то серьезного парламентского и гражданского контроля за силовыми структурами. Отсюда все беды. Внутри ведомств существует внутрикорпоративная круговая порука, которая тоже вызвана тем, что они ни перед кем не несут ответственности.
На первый взгляд кажется, что случай с Евсюковым — нестандартный, и что он, возможно, действительно был невменяемым. Но сколько таких случаев имело место, если брать только последние несколько месяцев! Сколько было случаев, когда сотрудники милиции, прокуратуры сбивали людей в пьяном виде и скрывались с места ДТП! Или, например, когда в Казани милиционеры ворвались в квартиру обычного жителя и застрелили его, якобы перепутав его с торговцем наркотиков. В итоге им вынесли оправдательный приговор.
Такие случаи не означают, что сотрудники милиции психически больны. Это значит, что не все в порядке с системой контроля, мотивации и ответственности в этих органах. Сначала с рук сходят какие-то мелкие нарушения. Потом появляется соблазн совершать их дальше и больше — такова ситуация в органах вообще. А какую ответственность они несут? В лучшем случае виновных накажут условно. Низшие чины видят, как безнаказанно ведут себя высшие, и берут с них пример. Вся система прогнила и ее нужно реформировать.