Поправки к закону

Леонид Головко,

доктор юридических наук

Судебные приставы имеют право на все

Судебные приставы имеют право на все
Сегодня вступают в силу поправки к закону «О судебных приставах», существенно расширяющие их права
22 июля 2009

Отныне судебные приставы теоретически смогут проверять у гражданина документы прямо на улице, если решат, что он похож на человека, которого нужно срочно доставить в суд.

Сегодня в Федеральной службе судебных приставов (ФССП) существует особые подразделения. Это своего рода спецназ, отвечающий за охрану судей и помощь обычным сотрудникам службы в случае, если им приходится иметь дело с опасным должником или свидетелем. Поправки к закону наделяют «судебный спецназ» полномочиями без спроса входить в жилые помещения, если есть «серьезные основания полагать», что там скрывается искомое лицо. Кроме того, приставы получили право проверять документы и обыскивать граждан на входе в здания суда или помещения ФССП. В случае нахождения при обыске оружия или наркотиков задержанный передается милиции.

Просьбы руководства ФССП расширить права сотрудников раздаются давно. Так, совсем недавно судебные приставы предложили внести в законодательство поправки, которые разрешали бы им самостоятельно решать, какое имущество родственника или знакомого должника можно признать незаконно переписанным и взыскать в счет уплаты долга.

Комментирует Леонид Головко, доктор юридических наук, профессор юридического факультета МГУ

На мой взгляд, в последнее время государство, преследуя благородную цель добиться выполнения судебных решений, сильно увлеклось увеличением полномочий судебных приставов. Очень часто их деятельность выходит за конституционное поле. Здесь важен баланс. Решая проблему выполнения постановлений суда, не превратить службу судебных приставов в полицейского монстра.

Так, предыдущий закон, касавшийся судебных приставов и позволявший им не выпускать должников за границу, является тревожным знаком. По сути, ограничивается конституционное право гражданина на свободу передвижения. Для подобного наказания должно быть отдельное решение суда, за выполнением которого и призваны следить приставы. Вместо этого их самих наделили правом решать, кого выпускать, а кого нет. Это подмена функций суда. В этом нет логики.

Еще одно новшество — право на проникновение в помещение, если есть основания полагать, что там находится нужное лицо. Схожая практика распространена и у милиционеров — они могут входить в том числе и в квартиры, если заметят признаки совершаемого преступления. Например, кто-то позовет на помощь. Но сама милиция нередко злоупотребляет этим правом и входит в дома и офисы, когда никаких признаков преступления нет. Вероятно, злоупотребления будут и в случае с судебными приставами.

Необходимо восстановить правовой смысл: добиваться исполнения судебных решений не значит наделять Федеральную службу судебных приставов какими-то не свойственными ей функциями. Возможно, законность этих поправок придется рассмотреть Конституционному суду.