Колония

Людмила Альперн,

заместитель директора Центра содействия реформе уголовного правосудия

Сидеть в тюрьме можно дома

Сидеть в тюрьме можно дома
В российский обиход скоро войдут понятия «домашний арест» и «общественные работы»
14 августа 2009

Сегодня в России около 900 тыс. заключенных. Многие из них осуждены за совершение мелких преступлений, а сидеть им приходится рядом с убийцами, налетчиками и насильниками, подпадая под их разлагающее влияние. Новая инструкция Минюста, вступающая в силу 24 августа, призвана исправить подобную ситуацию.

В скором времени граждане, совершившие мелкие преступления, будут отбывать наказание дома. Домашний арест становится реальностью. Провинившегося ограничат в передвижениях — вход в кафе, бары и другие увеселительные заведения будет ему закрыт. Отследить местоположение гражданина контролирующие структуры смогут с помощью специальных электронных браслетов, проходящих сейчас испытания.

Кроме домашнего ареста в систему наказания войдут и общественные работы. Речь идет об уборке территории, покраске заборов и другом общественно полезном труде. Выполнять их осужденным за мелкие преступления гражданам предстоит не менее 12 часов в неделю. Оптимальная формула, разработанная в Минюсте, — по четыре часа в выходные и по два часа в будни — после учебы или работы. Есть желание отработать раньше — трудись дольше. Предполагается, что список общественных работ и объектов будет согласовываться между представителями ведомства и муниципальными властями.

Новая инструкция находится в русле планов Министерства юстиции по реформированию системы наказания и разгрузке тюрем. Также в ведомстве готовят законопроект, который исключит некоторые статьи из УК и переведет их в разряд административных правонарушений. Наказание еще по ряду уголовных статей будет смягчено.

Комментирует Людмила Альперн, заместитель директора Центра содействия реформе уголовного правосудия

Нам досталось не лучшее наследие от СССР, с которым нужно что-то делать. Сегодня в местах лишения свободы находятся сотни тысяч человек. Это мужчины и женщины работоспособного возраста, которые выпадают из экономики страны, не приносят никакой пользы. Более того, их самих приходится содержать. Если говорить о конкретных шагах реформирования системы, то в первую очередь нужно сократить население тюрем и зон. Этим сейчас и занимаются в Минюсте — стараются заменить лишение свободы для граждан, совершивших мелкие преступления, другими видами наказаний, которые оставили бы людей в обществе и экономике страны.

После разгрузки тюрем необходимо привести условия содержания к европейским стандартам и создать систему адаптации осужденных, выходящих на свободу. Конечно, сейчас предпринимаются шаги по улучшению условий содержания заключенных, но эти условия по-прежнему невероятно далеки от европейских.

Людьми нужно заниматься и после их освобождения. Сегодня средний срок заключения составляет семь лет. Выходит такой человек через семь лет из тюрьмы — как в космос слетал: все изменилось вокруг.

Действующая в настоящее время система не предусматривает его вливания в общество. А это очень важно. И к этому мы рано или поздно придем.