Надежда на перемены завладела умами
Я считаю, что общество пробуждается. И причина этого достаточно необычна для людей типа меня, которые всегда занимались оппозиционной политикой. Я считаю, что именно слова Медведева, его разговоры о необходимости модернизации породили новый общественный резонанс.
В чем тут проблема? В том, что слова Медведева услышала вся страна. И надежда на изменения, надежда на перемены завладела умами. Кто-то связывает это с Медведевым, кто-то не связывает. Для нас важно другое.
Дымовский выскочил из системы, привлек к себе внимание и на некоторое время стал героем
Для нас важно, что возникло это настроение. И следствие этого настроения — появление разных вещей: когда люди «внутрисистемные» выскакивают из системы. Пример с Дымовским — это типичный пример, когда «системный» человек, который всегда находился и работал внутри системы, выскакивает из нее со скандалом. Привлекает к себе огромное внимание и за счет этого становится на некоторое время героем. Та же ситуация с судьями Конституционного суда. Два судьи Конституционного суда тоже выскочили из системы.
Это сейчас нас будет преследовать, и мы увидим еще много примеров, когда люди воспринимают сигнал к изменениям, сигнал к переменам. Снята крышечка у чайничка, который кипел. Крышечка подпрыгивала, подпрыгивала — и ее сняли, и пар начал выходить. Вот что произошло. И для людей, которые критично, оппозиционно настроены к нынешней власти, это дает шанс. Для нас выгодно любое движение, для нас выгодно любое изменение. Принцип айкидо: воспользуйся энергией своего противника.
Воспользовавшись энергией, которая порождена не нами, нужно просто усилить ее и по возможности приблизиться к тем переменам — политическим переменам в первую очередь, — о которых мы говорим.
Мы говорим, конечно, о политической системе. Об изменениях, о модернизации политической системы. Это значит, что мы должны возвратиться к совершенно банальным вещам: к нормальному, совершенно независимому и справедливому суду, к свободным, чистым, честным выборам.
Возвратиться в смысле буквы Конституции. Потому что понятно, что в ельцинские времена многие эти институты не работали. Какие-то институты только начинали работать. Но я абсолютно не идеализирую ельцинские времена.
Факт остается фактом: Конституция не совсем плоха, она нормальная, там прописано все, как она должна работать. Факт, что сейчас это не работает.
Нельзя недооценивать силу слова
Речь ведь не о том, чтобы возлагать всю эту модернизационную ношу на Медведева. Это было бы смешно. Нам просто выгодно воспользоваться его риторикой. Выгодно воспользоваться той энергией, которую он посылает. Потому что у оппозиции нет таких сфер влияния на массовую аудиторию, которая есть у Медведева.
У него другая риторика. У него другие цели. У него другие идеи. И это уже заметно. Я не идеализирую Медведева. Просто в нынешней ситуации, я считаю, грех не воспользоваться той маленькой щелочкой, которая открывается, и не попытаться ее расширить. Потому что нам, конечно, выгоднее, чтобы Медведев шел по пути демократизации, чем Медведев, который шел бы к путинским традициям.
Одной только болтовней Горбачев сумел разрушить монолит советского строя
Есть очень хороший пример: горбачевская риторика о перестройке, об ускорении. Одна только болтовня сумела разрушить монолит советского строя. А ведь казалось, что невозможно советский строй реформировать.
Я считаю, что силу слов недооценивать нельзя. Особенно когда общество управляется сигналами медиа во многом.
Команда Медведева
Я имею примерное представление о команде Медведева. Я примерно представляю, что у Медведева пока слабая команда. Интеллектуально и организационно пока он, конечно, слаб. Хотя те люди, которые там есть, что-то пытаются делать.
Вы знаете, сейчас, говоря о команде Медведева, нужно разделять, о чем мы говорим. Скорее, речь идет об интеллектуальном центре. Когда речь идет о команде, мне в первую очередь важен интеллектуальный центр.
Медведев уже заменил достаточно много людей в структурах власти на своих каких-то знакомцев. Понятно, что это не является идеальной системой замещения вакантных мест. Но он потихонечку меняет людей. Но эти процессы сейчас не являются столь значимыми.
Мы хотим, чтобы между Медведевым и Путиным к 2012 году возник клинч
Если вдруг к 2012 году между Путиным и Медведевым возникнет клинч — а мы в нем заинтересованы, — тогда встанет вопрос: «Кто на чьей стороне?» Даже уже сейчас видно, что политические элиты стали класть политические яйца в две корзины, чтобы не ошибиться. Люди же хотят выжить. Поэтому нужно и туда, и туда положить. Вот процесс раскола в элитах уже идет.
В силу своего образования и профессии я внимательно анализирую те идеологические установки и те идеологические кампании и месседжи, которые посылают наши, скажем так, околовластные и провластные силы — политические, общественные, медийные. Внимательно смотрю, на что они работают. Они как раз работают на укрепление тандема. На укрепление того, что Медведев является продолжением Путина. Что это все одно целое.
Понятно, что это все пропаганда, которую они будут продолжать.