Журналисты, подписавшие открытое письмо Рашиду Нургалиеву
Кирилл Клейменов — Первый канал
Татьяна Миткова — НТВ
Маргарита Симоньян — Russia Today
Марианна Максимовская — РЕН ТВ
Алексей Венедиктов — «Эхо Москвы»
Александр Герасимов — радио СИТИ-FM
Андрей Быстрицкий — «Голос России»
Светлана Миронюк — РИА «Новости»
Олег Ананьев — Прайм—ТАСС
Михаил Комиссар — Интерфакс
Виталий Абрамов — «Известия»
Елена Овчаренко — «Известия»
Владислав Фронин — «Российская газета»
Владимир Сунгоркин — «Комсомольская правда»
Дмитрий Муратов — «Новая газета»
Владимир Гуревич — «Время новостей»
Павел Гусев — «Московский комсомолец»
Константин Ремчуков — «Независимая газета»
Валерий Яков — «Новые Известия»
Раид Джабер — газета «Анба Моску»
Тим Валл — Moscow News
Елена Зелинская — Медиасоюз
Михаил Фишман — журнал «Русский Ньюсуик»
Михаил Михайлин — Газета.Ru
Галина Тимченко — Лента.Ру
Алексей Шаравский — деловая газета «Взгляд»
Александр Писарев — INFOX.ru
Борис Соркин — ИА Regnum
Андрей Золотов — RussiaProfile.org
Павел Сухов — GZT.RU
Виталий Ушканов — РАПСИ
Кирилл Дыбский — «Итоги»
Поводом стало решение московского суда, признавшего фотокорреспондента РИА «Новости» Андрея Стенина участником несанкционированной акции и приговорившего его к штрафу в 500 рублей. На фотоснимках, сделанных коллегами Андрея, видно, что у него в руках во время акции находилась фотокамера. Никаких плакатов журналист не держал.
В течение только 2009 года сотрудники правоохранительных органов осуществили более 60 задержаний работников СМИ при выполнении ими своих профессиональных обязанностей. Впрочем, подавляющее большинство подобных случаев имело место с корреспондентами оппозиционных средств массовой информации.
Понятно, что ни последствий, ни широкого общественного резонанса эти случаи не имели. Однако безнаказанность милиционеров, по всей видимости, зашла слишком далеко — на этот раз они задержали журналиста не просто ведущего информагентства страны, но к тому же — государственного. Кроме того, всем известно, что РИА «Новости» входит в число «придворных» СМИ, аффилированных с Администрацией президента.
В данном случае милиция явно превысила свои полномочия.
Комментирует Алексей Симонов, президент Фонда защиты гласности
Те самые 60 случаев задержания журналистов во время их работы произошли не где-то в провинции, а в Москве и Санкт-Петербурге. Среди них сотрудники «Новой газеты», «Новых Известий». Но спохватились руководители ведущих СМИ страны только после случая с Андреем Стениным.
Вообще же на протяжении последних лет количество таких задержаний росло уже в силу того, что по мере «закручивания гаек» со стороны властей, запрещения митингов и шествий оппозиции подобные акции все больше радикализировались. Совершенно естественно, растет количество несчастных случаев среди журналистов во время освещения этих акций.
Дела об участии журналистов в различных мероприятиях оппозиции рассматривались и раньше. Некоторые из вердиктов суда были в пользу сотрудников средств массовой информации. Но это происходит где-то в стороне, на задворках правосудия, в то время как сами противоправные действия в отношении журналистов со стороны сотрудников милиции происходят публично и всем видны. Складывается впечатление полнейшего беспредела в стране.
Существует мнение, что журналистика, называемая часто четвертой властью, эту самую власть утратила. Четвертой властью является не журналистика, а общественное мнение, журналистика же лишь обслуживает это общественное мнение. В сегодняшней же ситуации четвертой властью не являются ни общество, ни СМИ.