Татьянин день

Мария ПОНОМАРЕВА,

«Особая буква»

СТУДЕНТАМ ПРАЗДНИК НЕ НУЖЕН

СТУДЕНТАМ ПРАЗДНИК НЕ НУЖЕН
Современная молодежь разнородна, поэтому не способна объединиться, чтобы отстаивать свои права.
25 января 2010
У меня никогда не получается отпраздновать Татьянин день. Нет, конечно, я не могу сказать, что 25 января — день обычный. Залезаешь с утра в Интернет и видишь надпись: «Сегодня Татьянин день», ну и начинаются сомнения. Вроде праздник моего университета — именно в Татьянин день, 12 января 1755 года, императрица Елизавета Петровна подписала указ «Об учреждении Московского университета» и 12 (25) января стало официальным университетским днем (тогда он назывался «днем основания Московского университета).

А своему университету я обязана слишком многим, чтоб про него забыть. Думаю, почти всех выпускников МГУ воспоминания о студенческой жизни согревают всю жизнь. А учеба в нем всю эту жизнь определяет и нашу работу, и друзей, и привычки. У меня, например, кроме одно классников почти все друзья в МГУ учились. Не думаю, что это простое совпадение. Наверное, университет дал нам такую систему знаний, такие критерии отношения к жизни, что этот «особый взгляд» на мир нас друг к другу и притягивает. Хотя все мы, конечно, очень разные.

Но две вещи всегда поражают меня, когда я думаю про своих сокурсников по университету. Всех нас разнесло по миру, встречаемся мы не так часто, как хотелось бы, но все же стараемся не терять друг друга из виду. И когда видимся, обнаруживается, что из бесконечного количества книг и фильмов мы часто выбираем одно и то же. И второе — политические взгляды. Среди моих однокурсников есть правые и левые, а вот поклонников партии власти, пожалуй, не встретишь. Может, потому что нас хорошо учили? И не только специальности, но и политэкономии, истории и философии…

Вот 25 января я о своем университете думаю. Но праздника — не ощущаю. Ну не чувствуется его, несмотря на то что и по телевизору говорят, и газеты пишут. А ведь все мы чувствуем, переживаем день ВДВ или день милиции, хотя студентами было большинство из нас, а десантниками немногие.

Изначально этот праздник отмечался только в Москве, и отмечался очень пышно. По воспоминаниям очевидцев, ежегодное празднование Татьяниного дня было для Москвы настоящим событием. Оно состояло из двух частей: непродолжительной официальной церемонии в здании университета и шумного народного гулянья, участие в котором принимала почти вся столица. Студенческая братия устраивала широкие гулянья более 200 лет подряд. А сейчас почему-то прекратила. Хотя, безусловно, официально в вузах празднуют. Где-то даже медовуху наливают, но все, на мой взгляд, очень искусственно, напоминает часть школьного последнего звонка, когда торжественная атмосфера есть, а душевности не хватает, и все мечтают уже о банкете и гуляньях.

Рискну предположить, что причин, мешающих сделать Татьянин день праздником, несколько. Какой может быть праздник студенчества, если у современных учащихся нет осознания себя единой силой, тем самым студенчеством, которое устраивало волнения и демонстрации в предреволюционной России, организовывало студенческие бунты во Франции?

Современные студенты не интересуются политикой

Студенты сейчас слишком разнородны. Многие из них больше работают, чем занимаются непосредственно учебой, — им не до общественной жизни. Для других вуз лишь возможность получить «корочку», необходимую для дальнейшего «устройства», — им неинтересно ни получать знания, ни тем более объединяться. Третьи могут лишь «тусоваться», и университет для них та же модная тусовка. Еще часть — не видят смысла ни в каких объединениях и считают, что ничего изменить нельзя.

Современные студенты часто слишком инфантильны для понимания, что их позиция может что-либо изменить. Я не говорю о политических протестах, но неужели всех устраивает переход на магистратуру и бакалавриат? Всех устраивает уровень обучения? Всем нравятся общежития и порядок в них? Но мы ничего не слышим о каких-то студенческих акциях…

Слишком мало сейчас и межвузовского общения. В мои студенческие годы (а это было не так давно) на лекции М.Гаспарова, С.Аверинцева, Н.Толстого в первый гуманитарный корпус МГУ приезжали со всей Москвы. Потом знакомились, общались, дружили. А теперь то ли ученых и лекторов такого уровня нет, то ли жалко тратить время на объяснения с охраной…

Нет единого критерия оценки знаний у студентов высшей школы — отсюда слишком разный интеллектуальный уровень учащихся, что тоже не способствует появлению желания посмотреть друг на друга. Безусловно, существует множество официальных студенческих движений, клубов по интересам, но ощущения студенческого братства, на мой взгляд, нет.

Такая ситуация выгодна современной российской власти. Можно не опасаться, что появится новая сила, способная бороться за свои права, отстаивать свои интересы, пусть иногда мелкие и бытовые, но вместе.

Студенты ХIХ века, как я прочитала, праздновали Татьянин день с «соодушевлением». Любопытное слово само по себе, означающее «ощущать себя единой душой». Вот этого соодушевления у современных студентов и нет. Пока нет. Наверное, поэтому и полноценного праздника студенчества мы еще не видим.