Глава региона

Михаил Виноградов,

президент фонда «Петербургская политика»

Шаймиев недалеко ушел

Шаймиев недалеко ушел
Новый президент Татарстана Рустам Минниханов официально вступил в должность. Что не помешает его предшественнику на этом посту Минтимеру Шаймиеву сохранить в своих руках рычаги правления республикой.
26 марта 2010
Церемония инаугурации продлилась всего полтора часа. Председатель Госсовета Татарстана пригласил на сцену будущего президента, который, положа руку на республиканскую Конституцию, принес присягу на татарском и русском языках. Сдержанность, если не сказать скромность мероприятия вполне объяснима: Казань расставалась с Шаймиевым, находившимся во главе республики добрых два десятка лет. Однако аналитики уверены, что конец его эпохи еще не наступил.
Рустам Минниханов родился 1 марта 1957 года в селе Новый Арыш Рыбно-Слободского района Татарстана. В 1978 году окончил Казанский сельскохозяйственный институт, в 1986 году — Заочный институт советской торговли. Работал инженером Сабинского районного объединения «Сельхозтехника». В 1996—1998 гг. был министром финансов Татарстана, а с 1998 года возглавляет правительство республики. Доктор экономических наук.

Для участия в торжествах в столицу республики приехало около 800 высоких гостей, в том числе генеральный секретарь Организации Исламская конференция Экмеледдин Ихсаноглу, делегации Казахстана, Туркменистана и Польши.

Федеральный центр представляли первый заместитель председателя правительства РФ Игорь Шувалов, главы федеральных министерств и ведомств, несколько депутатов Госдумы, а также представитель президента РФ в Приволжском федеральном округе Григорий Рапота.

Они поздравили нового главу республики с официальным вступлением в должность, выразив надежду, что его работа будет столь же продуктивной — прежде всего в вопросах взаимодействия с Москвой, — что и предшественника.

По мнению политологов, эти слова имеют сугубо ритуальное значение. Собственно, в том, что в отношениях Татарстана и федерального центра существенно ничего не изменится, они не сомневаются. В том числе и в плане конфликта Москвы и Казани в связи с ее подчеркнуто независимой политикой, в которой Кремль не раз видел признаки сепаратизма.

Многое говорит о том, что татарские элиты пока не намерены изменять этим политическим традициям. Несмотря на то что Минтимер Шаймиев покинул пост президента, он сохранил в своих руках основные рычаги правления Татарстаном. Поэтому, скорее всего, именно с ним будут контактировать с правительство РФ и Администрация президента — пусть и в неофициальном формате.

Практически сразу после добровольной отставки Шаймиева стало ясно, что его уход из политики являются не более чем формальностью. 12 марта в Татарстане была законодательно утверждена должность госсоветника республики, на которого были возложены функции «содействия органам государственной власти республики в эффективном осуществлении их полномочий».

По закону госсоветник сможет работать в составе Совета безопасности республики, принимать участие в переговорах различного уровня, возглавлять делегации. Кроме того, он получит право законодательной инициативы.

В Татарстане никто даже и не стал скрывать, что новая должность создана специально для Минтимера Шаймиева. Ее особый, уникальный статус был подчеркнут указом об увольнении уже действующих госсоветников, которые стали всего лишь помощниками главы республики.

Комментирует Михаил Виноградов, политолог, президент фонда «Петербургская политика»

22 января — за два месяца до истечения своих полномочий — Шаймиев обратился к президенту России с просьбой не рассматривать его кандидатуру в качестве главы региона. Он пояснил, что поддерживает курс, заявленный Дмитрием Медведевым в послании Федеральному собранию, и считает, что необходимо дать возможность проявить себя молодому поколению политиков. Своим преемником бессменный татарский лидер назвал Рустама Минниханова, кандидатура которого без лишних слов и проволочек была одобрена Кремлем и утверждена 27 января.

Я думаю, что с приходом Минниханова наступает некий переходный период. У Минтимера Шаймиева, на мой взгляд, нет амбиций цепляться до конца за положение одного из первых лиц в государстве — все-таки его фигура не просто политическая, но и историческая, поскольку он является одним из самых успешных руководителей регионов России, который достойно покинул свой пост.

В этот переходный период Шаймиев окончательно убедится в профессиональных качествах Минниханова — хотя он и сейчас вряд ли в них сомневается. Кроме того, в какой-то степени те договоренности, которые достигались во время его ухода с поста президента Татарстана, в том числе и с федеральным центром, будут соблюдены.

Проблема татарского, как и любого другого сепаратизма на самом деле слишком идеологизирована. Если в отношениях центра и региона возникают какие-то моменты, к которым невозможно прицепиться по формальным признакам, цепляются к абстрактным темам — таким, например, как региональный сепаратизм.

Эта проблема, конечно, существует, и далеко не только в Татарстане. Но никто же не обвиняет Рамзана Кадырова в сепаратизме, хотя к Чечне в этом смысле гораздо больше вопросов, чем к любой другой республике.