Объединение Москвы и области неизбежно
Я думаю, что объединение Москвы и Московской области — неизбежный процесс. Рано или поздно Москва все равно должна найти пути взаимодействия. Либо посредством поглощения ряда территорий по договоренности, либо путем объединения этих субъектов. Безусловно, возникает и экономическая сторона вопроса: желание правительства Московской области сотрудничать с Москвой, отдать земли Москве, отдать возможности и ресурсы в интересах Москвы.
Я думаю, что основными моментами в данном вопросе будут являться личные контакты губернатора Московской области Громова и на данный момент Юрия Михайловича Лужкова. Потому что на сегодняшний день, как мне кажется, отсутствует взаимодействие между руководителями этих субъектов. Последний пример — Жулебино, где проходил пятитысячный митинг против строительства рынка в городе Котельники Московской области.
Почему именно этот пример? Потому что мы видим на данном конкретном примере, когда есть протест москвичей против работы Московской области и отсутствие конструктивного взаимодействия между областью и Москвой. При этом жители борются за свои права, а Москва не проявляет никакого интереса и никакой активности по налаживанию отношений и по выработке какого-то единого мнения. Потому что проблемы Котельников, Жулебино связаны с транспортным коллапсом, который неизбежен, ухудшением экологической, криминогенной ситуации, увеличением неконтролируемого потока мигрантов.
Если говорить про плюсы и минусы объединения Московской области и Москвы, то, как мне кажется, есть и плюсы, и минусы. В первую очередь, плюсами можно назвать изменение направления миграционных потоков в Москву и из Москвы. Строительство дополнительных дорог — так называемых дорог на дачу, что позволит разгрузить Москву.
Ну и плюс — не могу не сказать про ту программу, которую мы предлагали в период избирательной кампании. По сути, она может решить проблему транспорта. Надо вывернуть Москву наизнанку. Перенести за МКАД (то есть на сегодняшний момент — на территорию Московской области) инфраструктуру Москвы, промышленную инфраструктуру, рынки. Для того чтобы не было необходимости у людей утром ехать в центр на работу, а вечером возвращаться обратно. Таким образом мы бы разгрузили историческую часть и производственно-офисную часть Москвы.
Но, конечно, есть негативные моменты: подорожание недвижимости в Московской области. Безусловно, это взаимосвязано.
Плюсы перевешивают минусы
Что касается увеличения стоимости жилья. Безусловно, оно будет при разрастании Москвы. Москва — экономический и политический центр России. И в Москве сконцентрирована большая часть экономических ресурсов. Подорожание будет. Оно неизбежно, если не будет государственной политики по контролю за ростом цен на недвижимость. Потом что уже эксперты утверждают (те же риелторские конторы), что цены на недвижимость необоснованно завышены.
Что касается поглощения ресурсов и порабощения (если уж совсем грубо говорить) Московской области Москвой — это тоже неизбежно. Хотим мы этого или не хотим, а Московская область обладает главным ресурсом, которого нет у Москвы, — это земля. Для строительства производственных мощностей, офисных зданий, жилого сектора. Поэтому неизбежно, что Москва все равно займет эти земли. На федеральном уровне будет приниматься закон либо на региональном — не имеет значения.
Московская область получит возможность увеличить социальные выплаты до московского уровня, возможность увеличить уровень доходов. Потому что инфраструктура будет развиваться. Улучшить жилищные условия. Я думаю, что посредством улучшения качества предоставляемых услуг, которые есть в Москве, все это, безусловно, перейдет в Московскую область.
Можно даже аналогию привести. Если вы приводили как негативный пример Германию, объединение Восточной и Западной Германии, то я могу привести другой пример: увеличение территории Ханоя. Каким образом решилась проблема нехватки территории в Ханое, столице Вьетнама? Просто решением руководства страны сельская местность вокруг Ханоя была присоединена к городу Ханою и стала Ханоем в один момент. Что позволило уменьшить стоимость квадратного метра земли. А квадратный метр земли в Ханое стоит десять тысяч долларов. Даже больше, чем в Москве.
Тем самым огромное количество пустующих земель получило городской статус. Там развивается производство, промышленность, строятся дороги. И тем самым решается проблема плотности населения. Я думаю, что для Москвы это тоже будет выход.
Поэтому, я думаю, те экономические минусы поглощения бюджетов и, возможно, кризис бюджета Московской области и, наоборот, наличие денежной массы в Москве компенсируют друг друга. Не сразу, но в определенный момент будет восстановлен баланс. Будет прогрессивное развитие двух регионов либо создание одного мегарегиона.
Россия — большая страна. И сказать, что она уж совсем неуправляемая, тяжело. Безусловно, будет увеличено количество чиновников местного и регионального уровня, которые функционально должны будут контролировать развитие мегарегиона, либо двух регионов, которые нашли пути взаимодействия. Я не думаю, что будет какая-то проблема неуправляемости.
Политика — это концентрированное выражение экономики. И если будет экономический интерес развития региона в одном из направлений, то будет и контроль федеральной власти и региональной. Поэтому опасаться этого совсем уж не стоит.
Другой вопрос, сможет ли федеральная власть проконтролировать поглощение других регионов при создании условий развития других регионов. Не получится ли, что мы создадим государство в государстве? Практически двадцатимиллионный субъект Российской Федерации, на который будут работать все остальные регионы, не получая от этого должной прибыли либо преференций по производству товаров сельского хозяйства, либо промышленного производства.
Лужков и Громов не могут договориться
Разговоры о смене Юрия Михайловича Лужкова идут уже давным-давно. Его на моей памяти «меняли» уже несколько раз. Говорили, что он вот-вот уже уходит. Поэтому здесь вопрос не принципиально в Юрии Михайловиче. Здесь вопрос в системе организации сотрудничества и взаимодействия двух регионов. Будь то Лужков, Иванов или Сидоров — не имеет никакого значения. Лишь бы этот человек имел опыт организационной работы, опыт управленческой работы. И, безусловно, наличие государственного контроля.
На сегодняшний день — мы говорили уже об этом, — как мне кажется, неправильная и бюджетная политика, и политика в плане развития промышленного производства, социального обеспечения. Если подкорректировать на десять процентов существующее положение дел, то тогда возможны и рост, и нормальное функционирование всех ветвей власти, и, скажем так, в рамках государственного строительства развитие региона — будь то Москва, будь то объединенный регион Москвы и Московской области.
Поэтому Юрий Михайлович не является камнем преткновения в этой проблеме. Тяжело говорить, когда руководители двух региональных отделений одной партии не могут подчиниться руководителю федерального уровня той же самой партии. Мне кажется, здесь просто кто-то лукавит либо что-то не договаривает.
При наличии политической воли и политического понимания в рамках государственного строительства можно осуществить этот процесс за короткий промежуток времени и выстроить пути развития. Я не говорю, что нужно за один день объединить и получить все проблемы Московской области в Москве, а Москва получит все сложности Московской области. Нет. Нужно эту работу начинать вести сегодня. Для того чтобы через год, через два этот процесс планомерно пошел в свою стадию развития.
Москвичи «за», жители области — «против»
Насколько я знаю, по данным опроса населения, который проводил ВЦИОМ, количество граждан России — я акцентирую внимание, России, а не Москвы и Московской области, — которые считают необходимым слияние Москвы и Московской области, возросло до 33 процентов при 27 в предыдущий период, в 2006, 2007 годах. В 2009 году 33 процента считали необходимым. Около 20 процентов тех, кто не знает или воздерживается от принятия решения. То есть, в принципе, есть определенное преимущество у тех, кто считает необходимым это объединение.
Я думаю, что москвичи в большей степени «за» увеличение территории Москвы и объединение с Московской областью. А Московская область, жители Московской области, в особенности отдаленных окраин, не всегда понимают возможности и опасаются в большей степени ухудшения социального положения и невозможности воспользоваться теми социальными правами, которые есть сейчас у Московской области. Хотя я думаю, что этот вопрос решаемый в рамках программы развития и становления этого большого и единого региона.