Кассиры в кинотеатрах отказываются раскрывать данные о посещаемости нового фильма председателя Союза кинематографистов страны. Общее представление о количестве зрителей можно составить по показателям самых кассовых дней: субботы и воскресенья. Так, в уик-энд из московского кинозала, рассчитанного на 500 мест, после окончания сеанса вышли около сорока зрителей второй части «Утомленных солнцем».
Ситуация с этим фильмом отражает общее положение дел в российской киноиндустрии, индекс окупаемости которой составляет сегодня всего 25 процентов.
Между тем проблемой окупаемости творений отечественных режиссеров озаботились и в Минэкономразвития страны. Чиновники министерства совместно со специалистами консалтинговой компании McKinsey подготовили план по достижению рентабельности российского кинематографа к 2015 году.
Главным препятствием на пути к коммерческому успеху, по мнению авторов документа, является малая численность кинотеатров. Поэтому предлагается увеличить их количество более чем на две тысячи, что должно привести к росту выручки в два раза. Кроме того, авторы документа ожидают роста продаж легальных DVD, что также повысит доходность российского кино.
Разработчики плана отводят ключевую роль в процессе реанимации российского кино государству, которому придется потратить на развитие кинематографа около 450 млн долларов в ближайшие пять лет.
В докризисные годы господдержка российского кино последовательно снижалась и никогда не превышала 30 млн долларов в год. Последние два года наблюдается резкий рост государственных расходов в этой области — в 2010 году «на кино» из бюджета будет выделено уже 95 млн долларов. Как предсказывают аналитики, убыток отрасли к декабрю превысит 50 млн долларов.
Комментирует Виктор Матизен, кинокритик
Строительство кинотеатров, конечно, необходимо, но окупаются они долго. Разумно, если государство вложит туда деньги.
Но кинотеатры сами по себе проблему рентабельности отечественных фильмов не решают. Вопрос, как всегда, в контенте — что за кино мы снимаем?
Относительно творческого потенциала российского кино есть большие сомнения. Речь идет не об авторских работах — с ними у нас всегда было все в порядке. Им как раз не хватает только финансирования. Но на большие коммерческие сборы авторское кино не претендует.
Коммерческие сборы обеспечивают блокбастеры, с которыми в России просто беда. У нас еще не научились делать картины, сборы от которых были бы сопоставимы со сборами голливудских фильмов. Нет и понимания того, что такое современный фильм.
У отечественного кино будет потенциал развития, если появятся какие-то адекватные сегодняшнему дню герои. Копирование же с голливудских образцов — тупиковый путь. Необходимы самобытные персонажи, которые могли бы найти отклик у молодежной аудитории, активно посещающей кинотеатры. Здесь необходимо очень хорошее маркетинговое и продюсерское чутье.
Фильм Никиты Михалкова по общей оценке критиков — провал и в творческом, и в коммерческом отношении. Картина стоила 55 млн долларов. Для того чтобы окупиться, ей нужно собрать в прокате не шесть, а 120 миллионов.