Образование

Любовь ДУХАНИНА,

член Общественной палаты РФ

УЧИТЕЛЯ УХОДЯТ В ОППОЗИЦИЮ

УЧИТЕЛЯ УХОДЯТ В ОППОЗИЦИЮ
Ульяновские педагоги и родители выпускников голодали в знак протеста против закрытия школ.
9 июля 2010
24 июня коллективы двух школ Ульяновска объявили голодовку, протестуя против так называемого «плана модернизации системы образования», принятого местными властями. Под благовидным предлогом оптимизации учебного процесса руководство города объявило о необходимости ликвидировать несколько десятков общеобразовательных учреждений. В этом «черном списке» оказались школы №7 и №8.

Голодовка, в которой, помимо педагогов, принимали участие родители и выпускники, завершилась 1 июня. Власти Ульяновска были вынуждены капитулировать и подписать постановление об отказе от плана ликвидации этих школ. Кроме того, протестующие добились восстановления в должности директора школы №7 Ирины Маллямовой, которая была уволена за открытую критику в адрес руководства города.

Казалось бы, конфликт исчерпан. Однако, по мнению ряда экспертов, произошедшие в Ульяновске события могут в той или иной интерпретации повториться и в других регионах. Установка Дмитрия Медведева на проведение всесторонней модернизации российской системы образования понимается руководством на местах весьма своеобразно — исключительно как ликвидация маленьких школ и объединение их с более крупными. Мнения профессиональных коллективов, вынужденных в связи с этим менять место работы, и родителей учащихся, не всем из которых удобно переводить своих детей в другие общеобразовательные учреждения, власти учитывают далеко не всегда.

Кроме того, ходят слухи, что в связи с реформой системы финансирования бюджетных организаций в сфере образования ожидаются массовые сокращения. Пока официальные чиновники не спешат объявлять о масштабах преобразований, в учительском сообществе уже поговаривают, что под угрозой увольнения окажутся десятки тысяч педагогов.

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 1

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 1

Вся страна с большим беспокойством наблюдала за ситуацией голодовки детей, родителей и учителей в Ульяновске, где объединились коллективы школы №7 и школы №8, подлежащих закрытию. И пытались в такой уже очень обостренной форме заявить свой протест власти по поводу этого решения.

Общественная палата выехала на место событий — встретилась с коллективом педагогов, встретилась с родителями. Попыталась разобраться в сложившейся ситуации.

К сожалению, эта ситуация возникла по двум причинам. Во-первых, демографическая яма, которая привела к тому, что школа, рассчитанная на тысячу детей, на сегодня имеет всего двести с небольшим детей. И вторая проблема, когда в рамках модернизации идет реструктуризация образовательных учреждений и школы реально сливаются, сливаются педагогические коллективы. Для того чтобы создать образовательные учреждения более высокого качества.

Со второй ситуацией не везде справляются местные власти. Потому что решение этих вопросов непростое. Оно требует анализа ситуаций. Того, какие дети и каких семей живут в этом микрорайоне, какой существует социальный запрос и на какое образовательное учреждение, что должно быть в этом микрорайоне: лицей, гимназия, общеобразовательная школа, центр образования. Может быть, в этом микрорайоне не хватает кружков и секций.

Вот только после такого тщательного анализа можно думать, как правильно использовать те помещения, какие есть у школ, и те коллективы, которые в них работают.

К сожалению, мы имеем ситуацию, когда эта работа была сделана очень поспешно без достаточного анализа. И без обсуждения силами общественности, силами родителей, педагогических коллективов перспектив образования в данном микрорайоне.

Такие проблемные ситуации сегодня могут быть в любом регионе России. И все зависит только от квалификации руководителей местной власти. От их умения вести диалог с образованием и с обществом.

Те территории, где этот диалог ведется, где все делается заблаговременно, а не наспех, не имеют таких проблем. И все учителя оказываются, даже в случае слияния школ, трудоустроены. У детей появляется еще больше перспектив на высший уровень образовательных программ.

А вот в случае с Ульяновском так, к сожалению, не произошло.

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 2

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 2

Что мы увидели в ульяновской школе? К моему большому сожалению, мы увидели, что уровень обеспечения школы очень низкий — лабораторным оборудованием, научно-методическим оснащением. Фактически школа, как нам рассказывали учителя и директор, в последние десять лет не получала вообще финансирования, кроме как финансирования на оплату труда учителей. Компьютерный класс, которому они очень радуются, — это компьютерный класс двухтысячного года. Он был получен ими по федеральной программе. Лабораторные же кабинеты физики и химии фактически оснащены оборудованием 60—80-х годов и находятся в состоянии, которое не позволяет вести полноценный образовательный процесс.

Учителя и директор школы утверждают, что это один из способов фактически привести школу к закрытию. Когда ее долго не финансируют, она, естественно, перестает соответствовать другим общеобразовательным учреждениям, находящимся рядом. Они утверждают, что много раз обращались в Департамент образования со своими предложениями, но, к сожалению, не были поддержаны.

При этом они говорят, что много делают для микрорайона. Фактически они превратили школу в социокультурный центр. Сделали такие интересные программы для населения, как кинозал, в котором показывают фильмы, которые нельзя увидеть в кинотеатрах и которые не показывает центральное телевидение. Допустим, в этом году они показывали фильмы советского периода, Великой Отечественной войны, приурочив это к юбилею Победы.

Судя по реакции родителей, по тому, как родители отстаивают школу, и родители, и дети действительно любят эту школу. И они любят те коллективы, в которых они живут, общаются, учатся. Они не хотят, чтобы эти коллективы распадались.

Родители говорят о том, что перевод детей в другие школы означает для них длинный путь ходьбы и опасные переходы детей через дороги. Ведь родители не всегда хотят отпускать ребенка — допустим, ученика второго класса — в школу очень далеко, где ему по пути нужно переходить дороги. Особое их беспокойство вызывает, естественно, зимний период. Необходимо брать лыжи с собой и все это нести на себе. То есть родители задают очень практичные вопросы, которые связаны с их беспокойством о безопасности.

Коллектив, как нам показалось, готов развиваться. Они готовы повышать свою квалификацию, придумывать новые идеи. Какие-то новые идеи, которые были бы интересны микрорайону, чтобы дети из этого района не поступали в другие школы, а поступали к ним.

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 3

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 3

Общественная палата взяла под свой персональный контроль всю ситуацию. Но контроля там недостаточно — там нужна реальная квалифицированная методическая помощь. И поэтому сейчас эксперты Общественной палаты постараются найти экономическую модель возможного существования этой школы. Чтобы эту школу не дотировали, а чтобы она зарабатывала деньги сама в условиях подушевого финансирования. Потому что в этом году достаточно большое количество средств местные власти передали этой школе, забрав у других школ. Что само по себе неплохой шаг для того, чтобы обеспечить людей минимальной заработной платой. Но все прекрасно понимают, что это не устраивает другие школы. Которые зарабатывают деньги, а у них снимают со счета и отдают другой школе, которая не достигла таких результатов и к ней не пришли дети. Это тоже приводит к конфликтной ситуации уже внутри самой системы образования.

Поэтому мы сейчас должны — и рассчитываем, что у нас получится, — придумать экономическую модель будущего существования школы. Эта экономическая модель должна базироваться на том содержании образовательного процесса, который будет в той школе. Его, конечно, нужно менять. Его, конечно, нужно делать привлекательным, для того чтобы в эту школу пришло больше детей.

Вместе с губернатором Ульяновской области мы обсуждали ряд этих идей. Одна из них принадлежит губернатору — это создание в данной школе классов МЧС совместно с Министерством по чрезвычайным ситуациям. Мы считаем, что хорошим дополнением в этой школе стало бы большое количество кружков и секций, в которые могли бы ходить и заниматься не только дети этой школы, но и дети всего микрорайона. Даже при условии, если в первой половине дня они занимаются в другой школе. Так как такие кружки и секции тоже оплачиваются государством, то это фактически было бы инструментом привлечения дополнительных бюджетных средств в эту школу.

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 4

Любовь Духанина, голодовка учителей в Ульяновске, ч. 4

Есть ли угроза, что подобные истории будут повторяться? Конечно, есть. Но важно, чтобы все, увидев этот случай, сделали правильные выводы. О том, что нет смысла рисковать своей жизнью, вступая в голодовку (особенно в такую жаркую пору), вместо того чтобы просто конструктивно, проведя переговоры, найти решение. То есть риск собственной жизнью не может быть способом решения таких ситуаций. И уж то, что он не решает эту ситуацию, — это точно.

Вот сейчас голодовка прекратилась. А на самом деле, чтобы изменить ситуацию, нужно просто профессионалам сесть, поработать и придумать, организовать и обеспечить, а не голодать.

Серьезным вопросом является отсутствие механизмов влияния общества на власть. Реальных механизмов на реальных территориях. Встречаясь с коллективом ульяновской школы, я им рассказывала о таких механизмах. И говорила о том, что законодательство разрешает создание попечительских советов, родительских советов. То есть различных форм общественного правления образовательным учреждением. И уже дальше, создав этот орган общественного правления, нужно от него выступать и от его имени настаивать. И тогда власть уже обязана рассматривать.