Закон о полиции

Владимир КАРПОВ,

обозреватель «Русской службы новостей» — специально для «Особой буквы»

НАС НЕ СПРОСИЛИ

НАС НЕ СПРОСИЛИ
МВД уже поспешило объявить, что большинство россиян поддержало новый законопроект, хотя, по данным социологов, народ в основной своей массе о нем даже ничего не слышал.
23 августа 2010
В дискуссию по законопроекту «О полиции» неожиданно вмешалось Министерство внутренних дел. Милицейские начальники сделали это со свойственной им прямотой и, как это часто бывает, непонятной для нас логикой. «В целом законопроект поддерживает абсолютное большинство граждан», — заявил на прошлой неделе начальник правового департамента МВД Валерий Черников. Правда, кто это «абсолютное большинство», чиновник не уточнил.
Все же народ и милиция живут в разных измерениях. Общение рядовых граждан с сотрудниками органов правопорядка очень часто напоминает разговор глухого с немым. Мы можем спорить, соглашаться, но никогда не поймем друг друга до конца. Сказывается разница в миропонимании, мировосприятии. Что же россияне такого сказали, что можно было бы расценить как всеобщее одобрение законопроекта «О полиции»? Трудно постичь эту тайну. Референдум никто не устраивал, руки за или против никто не поднимал, а выводы уже сделаны.

Слово не воробей, тем более высокопоставленного чиновника. Неудивительно, что заявление Валерия Черникова в считаные часы разлетелось по всем СМИ. Неудивительно, что оно рвануло в информационном пространстве как фугас, разбросав кучу осколков и подняв облако пыли. «Как, я уже в меньшинстве?», — удивлялись обыватели. «Откуда эти данные? Что хотел сказать таким самоуверенным заявлением главный милицейский юрист?», — вопрошали аналитики и эксперты. Насторожились и гадаем...

Первыми, к кому были обращены эти вопросы, стали социологи, поскольку, когда речь заходит о таких понятиях как «большинство» и «меньшинство», вопросительные взгляды, по логике вещей, бросают в их сторону. На этот раз они могли лишь пожимать плечами. Что они могли сказать, если результаты опросов с претензией на репрезентативность появились только на следующий день после громкого заявления. Более того, они имели скорее обратную пропорцию, по сути, опровергая заявление начальника правового департамента МВД.

Фонд «Общественное мнение» 14—15 августа опросил две тысячи граждан в сотне населенных пунктов и заключил: 47 процентов респондентов еще ничего не слышали о законопроекте «О полиции», 31 процент что-то слышал, и лишь 20 процентов знают о его существовании. Отметим, что в эти 20 процентов входят и те, кто читали законопроект, и те, кто видели только его название. Из этих данных становится понятно, почему дискуссия в основном ведется на уровне переименования «милиции» в «полицию». Но и тут не все так гладко: согласно результатам исследования того же фонда «Общественное мнение», за переименование выступают только 11 процентов, в то время как подавляющему большинству (52 процентам) вообще все равно.

Тут хоть крути-верти, хоть верти-крути, а реплика милицейского чиновника выглядит голословной. Тогда для чего это было сказано? Пытаемся копнуть глубже.

Версия первая. Начальник правового департамента МВД Валерий Черников говорил о народной поддержке преобразований на совещании в присутствии своего непосредственного руководителя Рашида Нургалиева. Возможно, таким образом он хотел понравиться министру. Все-таки в милиции грядет сокращение... Как тут не подбодрить руководителя? Как не сказать, что у него все получится, потому что народ его поддерживает?

Версия вторая. Нас пытаются убедить, что законопроект действительно хорош. Как бы ни ругали прессу, но с ее помощью можно эффективно воздействовать на настроение масс и корректировать общественное мнение. Если постоянно талдычить, что все уже поддержали, «а ты один как дурак все еще сомневаешься», то те самые ФОМовские 52 процента, которым все равно, могут стать сторонниками законопроекта, даже не читая его. Но для этого нужна мощная информационная кампания, а она что-то пока не наблюдается. По крайней мере, в ярко-розовый цвет эту инновацию перекрашивать не спешат.

Третья версия. Милиция дает установку сама себе. «Это хорошее начинание, мы молодцы, народ с нами...». Почему бы не раздать мантры всем сотрудникам и требовать повторять их хором на утренней разводке? Утрирую, конечно, но полностью исключать такую вероятность тоже нельзя. Какой смысл что-то начинать, если не верить в свое начинание? Смущает только то, что ретранслятором этой мысли стал начальник правового департамента, а не сам министр или, к примеру, кадровая служба.

Четвертая версия. Валерий Черников искренне заблуждается. Очень даже может быть, что милиция умиленно наблюдает за тем, какая дискуссия разворачивается на сайте zakonoproekt2010.ru и делает далекоидущие выводы. Критика конструктивная, предложения дельные, ругани не наблюдается... Сразу жить и работать хочется! Но лично я в эту версию верить отказываюсь. В милиции же, наверное, догадываются, что эти комментарии модерируются и остаются только те, которые имеют внутреннее содержание, а не просто оценку. В МВД же не совсем наивные люди работают. Они же осознают, что это только сияющая на солнце маковка надводной части айсберга, правда? Ну скажите, что это правда!

Результат, которого добились милиционеры, одобрив законопроект «О полиции» за нас, иначе как удручающим не назовешь. Сразу пахнуло каким-то одобрямсом и возникло серьезное сомнение в искренности намерений совершить преобразования.

Это, ко всему прочему, накладывается на недавнее заявление Дмитрия Медведева, сделанное в Пятигорске на встрече с сотрудниками милиции. «Насчет отсрочки я согласиться не могу, иначе мы растянем реформирование МВД на десятилетия», — сказал президент в ответ на предложение одного из участников встречи повременить со вступлением в силу нового закона. В итоге это выглядит так, будто бы нам нужно склониться перед неизбежностью. Мол, вас больше и не спрашивают.

Конечно, нас спрашивают. Но зачем тогда за нас еще и отвечают?