Авторское право

Сергей Зятицкий,

руководитель электронной библиотечной системы «Книгафонд»

Я читаю — я вор?

Я читаю — я вор?
Совсем скоро издательские дома будут вынуждены сокращать тиражи бумажных книг, поскольку все большей популярностью в народе начинают пользоваться устройства для чтения литературы в электронном формате.
24 сентября 2010
Читать тексты с ридеров объективно дешевле. Тем более в нашей стране, где компромисс между интересами читателей, авторов и правообладателей до сих пор не найден — россияне в подавляющем большинстве пользуются бесплатными пиратскими контентом, скачанным из Интернета.

 

Специалисты ВЦИОМ провели опрос, как россияне относятся к ридерам. Выяснилось, что этим устройством обзавелись всего 3 процента россиян, планируют его приобрести еще 11 процентов. Электронные книги читают в основном россияне моложе 45 лет. Лучше других с ридерами знакомы люди с высшим образованием и активные интернет-пользователи. 

То, что сейчас происходит на рынке устройств для чтения электронных книг, называть бумом еще рано. Хотя радостные для продавцов такого рода техники перспективы уже налицо. По подсчетам аналитической компании J’son & Partners Consulting, только в первом полугодии 2010 года в России продано порядка 180 тыс. ридеров. И с каждым годом число покупателей новомодного гаджета будет только расти.

В широкую продажу ридеры поступили в 2007 году — было реализовано несколько тысяч образцов. В 2008 году в стране было продано уже около 60 тыс. устройств, а в 2009 году — 250 тысяч. После этого ридерами заинтересовались крупнейшие ретейлеры цифровой техники — «Евросеть», «Связной», «Ион», «М.Видео», «Эльдорадо» и другие. Правда, россияне преимущественно покупают устройства для чтения через Глобальную сеть. Это происходит из-за слишком заметной разницы цен на одну и ту же модель в обычном магазине и его онлайн-аналоге.

Эксперты прогнозируют рост продаж ридеров до 500 тыс. штук, при условии, что не произойдет существенного падения их стоимости. Если же они все-таки начнут резко дешеветь, к чему, собственно, все и идет, это сильно ударит по издателям книг бумажных.

В США, например, рост продаж гаджетов начался, когда средняя цена за устройство упала до 149 долларов. Сейчас на электронные книги полностью перешли 20 процентов американцев. По прогнозам, уже к 2015 году 50 процентов читателей Соединенных Штатов и Великобритании будут пользоваться исключительно ридерами, полностью отказавшись от покупки обычных книг.

В России самый дешевый ридер в магазине розничной торговли стоит около 7 тыс. рублей. Специалисты убеждены, что при цене в 4 тысячи количество покупателей устройства увеличится в разы. Еще бы, ведь «читалка» окупается очень быстро: россияне привыкли пользоваться бесплатным пиратским контентом, скачивая книги в Интернете, и не слишком задумываются о проблеме интеллектуальной собственности.

Легальный рынок электронных книг в РФ только зарождается. Основным игроком на нем является компания LitRes. Также данное направление активно развивают ведущие книжные интернет-магазины — Ozon.Ru, Books.ru и другие. И все же нелегальный рынок цифровой литературы на порядок больше: в 2009 году по самым скромным подсчетам он составил 10 млн долларов.

— Важно понимать, что речь идет не об объеме реально проданных нелегально распространяемых копий, а о стоимости бесплатно загружаемых электронных книг владельцами электронных устройств чтения — то есть потерях правообладателей, — уточняют в компании IT Bestsellers.

Безусловно, ридеры открывают новую страницу в истории издательского дела. Возможно, она окажется последней.

Комментирует Сергей Зятицкий, руководитель электронной библиотечной системы «Книгафонд»

Пока нельзя говорить о наступлении некоего бума продаж ридеров или значительном увеличении масштаба их распространения. Мы обсуждали этот вопрос в ходе прошедшей недавно в Москве Международной книжной ярмарки и пришли к выводу, что их влияние на книжный рынок сегодня незначительно.

Во многом это связано с туманностью будущего самих устройств: будут ли это просто ридеры, предназначенные исключительно для чтения книг, или, что более вероятно, это будут некие универсальные устройства подобно планшету от Apple. Предпочтительным здесь выглядит распространение именно универсальных устройств, с помощью которых можно будет совершить звонок, выйти в Интернет и так далее. Носить с собой несколько устройств — телефон, ридер и прочие гаджеты — очень неудобно.

Что касается самих книг, то в перспективе они, конечно, будут распространяться в цифровом виде, так как электронный способ доставки очень удобен. И в этой связи сразу вспоминаются пираты, нелегально распространяющие электронные книги, что снижает выручку авторов и книгоиздателей.

Пиратство в сфере распространения цифровых книг является сегодня проблемой. Однако необходимо понимать, что засилье на этом рынке пиратов обусловлено его небольшим объемом. Когда приверженцев чтения книг в электронном варианте станет достаточно много, появятся и многочисленные предложения по продаже легального контента, придут крупные игроки.

Сейчас книгоиздательское сообщество и все заинтересованные стороны разрабатывают комплекс мер, направленных на борьбу с пиратством в сфере нелегального распространения электронных книг. Меры будут предусматривать не только уголовное преследование, предполагается предпринять шаги, которые сделают использование легального контента привлекательным для россиян. Нововведения вступят в силу в ближайшие три-четыре года.

Еще одна проблема, связанная с нелегальным распространением книг в электронном виде, имеет чисто национальную специфику. Обладатели прав на «новые» книги, написанные в постсоветский период, известны. Трудности начинаются при попытках определить обладателей прав на книги, написанные в Советском Союзе. Думаю, что со временем и эта проблема будет решена.