Региональная политика

Сергей Панкратов,

политолог

Не хотите ехать на Кавказ — тогда Кавказ приедет к вам

Не хотите ехать на Кавказ — тогда Кавказ приедет к вам
Правительство намерено вернуть русское население на Северный Кавказ, а местным безработным помочь устроить свою жизнь в других регионах России.
6 октября 2010
Таково одно из ключевых положений «Стратегии социально-экономического развития Северокавказского федерального округа до 2025 года», которая вчера была опубликована на официальном сайте правительства РФ после подписания документа премьер-министром Владимиром Путиным.

 

На реализацию стратегии будет потрачено около 6 млрд рублей из созданного правительством Инвестиционного фонда. Кроме того, Минфин обещает обеспечить госгарантиями в размере до 70 процентов на кредиты под проекты в СКФО. Стратегия предполагает значительные инвестиции в регион: уже одобрено финансирование проектов программы на сумму 242 млрд рублей до 2013 года, ожидается принятие решения по проектам еще на 160 млрд рублей.

Напомним, автором документа стал полпред президента в СКФО Александр Хлопонин. Месяц назад он представил план мероприятий по нормализации экономической обстановки в регионе Владимиру Путину, который в целом остался им доволен.

Через несколько дней после этой встречи во Владикавказе произошел теракт, унесший жизни 18 человек (подробнее здесь). Тогда эксперты предположили, что стратегия Хлопонина, в которой о влиянии фактора терроризма на развитие Северного Кавказа не говорилось ни слова, будет отправлена на доработку. Однако эти слухи не подтвердились: 4 октября проект был подписан премьер-министром. Ознакомиться с ним теперь можно на сайте правительства РФ.

В документе отмечается, что Северный Кавказ — это регион, который испытывает крайнюю нужду в финансовых и людских ресурсах. Власти предполагают развивать его сразу в нескольких направлениях: легкая и пищевая промышленность, аграрный сектор и туризм. Во всех этих отраслях государство намерено минимизировать число посредников.

Важная роль отводится туризму. По мнению авторов стратегии, за счет повышения привлекательности Северного Кавказа для туристов может быть создано более 100 тыс. новых рабочих мест.

Реализация этих планов, считает Хлопонин, сделает СКФО по-настоящему благоприятным для жизни регионом. Предполагается обеспечить рост валового регионального продукта на 7,7 процента в год, рост промышленности — более чем на 10 процентов в год. В итоге к 2025 году средняя зарплата на Северном Кавказе вырастет в 2,5 раза.

Одним из ключевых положений стратегии является тезис о необходимости возвращения русского населения в регион и прекращения его оттока. Конкретных мер, способствующих достижению этой цели, в документе не приводится. Звучит лишь несколько общих фраз о том, что русских будут обеспечивать работой, помогать с жильем и получением образования.

Столь же размытыми выглядят формулировки и в изложении идеи сделать этнических кавказцев более мобильными. Правительство заявляет, что собирается помочь местным безработным найти себя в других регионах России, для чего предполагает учредить Агентство по трудовой миграции. «Оно будет помогать проводить переговоры с работодателями, привлекать население, организовывать переезд и проживание работников, а также контролировать соблюдение прав работников», — говорится в документе.

Любопытно, что еще в сентябре полпред президента в СКФО Александр Хлопонин опровергал сообщения о том, что стратегия развития Северного Кавказа якобы предусматривает переселение безработных кавказцев. Он утверждал, что СМИ нещадно извратили смысл его проекта, назвав это провокацией.

Комментирует Сергей Панкратов, политолог

Стратегия Хлопонина совершенно утопична, притом что изложенные в ней идеи в принципе правильные. Действительно, одной из главных причин нестабильности обстановки на Северном Кавказе является крайне низкий уровень экономического развития региона. Практически во всех республиках СКФО полностью разрушены промышленность, аграрный сектор, инфраструктура. Из-за отсутствия рабочих мест местное население гибнет в нищете, выживая только за счет натурального хозяйства. Те, кто лишен возможности кормиться от земли, идут в боевики или в правоохранительные органы — что в данном случае практически одно и то же.

Чисто теоретически восстановление экономики должно способствовать нормализации ситуации в регионе. Другое дело — как этого добиться. Необходимы частные инвестиции и заинтересованность предпринимателей строить свой бизнес на Северном Кавказе. Но частный капитал боится идти в регион, в котором федеральные власти вот уже два десятка лет не могут остановить гражданскую войну. В этих условиях финансовое бремя берет на себя государство. Но и эта мера не помогает. Пример Чечни, куда ежегодно вливаются непомерные средства, показывает бесперспективность этого пути — деньги оседают в карманах местных кланов.

Кроме того, не факт, что привыкшая к вольной жизни молодежь захочет отложить в сторону автомат и встать у станка. Ведь куда проще бегать по лесам, периодически нападая на милицейские посты, а не работать.

Идея переселения кавказцев в другие регионы кажется мне абсолютно дикой. С чисто правовой точки зрения все правильно: любой гражданин России вне зависимости от этнической принадлежности и вероисповедания может жить и работать в любой точке страны. Вместе с тем в условиях вялотекущего межнационального конфликта между русскими и представителями иных национальностей РФ это положение давно уже не действует. К кавказцам и азиатам жители центральной России относятся, мягко говоря, с недоверием. Их массовый приток в Москву, Санкт-Петербург, Нижний Новгород и прочие «русские» города вызовет волну столкновений, протестов, открытых конфликтов. Ситуация и без того очень напряженная — межнациональный баланс поддерживается с огромным трудом.

Не верю я и в перспективу проекта переселения русских на Кавказ. Для большинства людей помимо зарплаты важную роль играет вопрос безопасности их семей. Покажите мне специалиста, который пожелает променять свою, прямо скажем, не очень богатую жизнь в Саратове на пусть и безбедное, но очень неспокойное существование в республиках СКФО. Лично я таких не знаю.

Александр Хлопонин прекрасно понимает слабость и непрактичность своей стратегии. Но иного пути у него — весьма опытного политика, — кроме как показывать некую кипучую деятельность, нет.