Всероссийская перепись населения

Виктор ЦВЕТКОВ,

«Особая буква»

НАРОД ПРЕДПОЧИТАЕТ АНОНИМНОСТЬ

НАРОД ПРЕДПОЧИТАЕТ АНОНИМНОСТЬ
Потеряв доверие к власти, россияне настороженно относятся ко всем ее начинаниям — будь то Олимпиада в Сочи, модернизация со «Сколково», реформа МВД или Всероссийская перепись населения.
15 октября 2010
Перепись-2010 обещает стать одной из самых сложных в истории России. Еще до начала кампании стало понятно, что сам ее смысл — выяснение фактического числа граждан и структуры населения, проживающего на территории РФ, — теряется за многочисленными предупреждениями о нежелании быть посчитанным или, наоборот, желании вырваться из «серой массы» обывателей. Не ново, конечно, но на этот раз подобные призывы звучат уже как воззвания и наверняка найдут многочисленных сторонников.

 

Больше всего вопросов у экспертов вызывают непомерные расходы на перепись. Известный экономист Михаил Делягин пишет в своем блоге: «Минфин намерен финансировать перепись населения в 2011 году. Куда на самом деле пойдут почти 17 млрд рублей, не знает, вероятно, даже Кудрин. Впрочем, для него это, скорее всего, ничего не значащая мелочь. Но в пояснительной записке к проекту бюджета-2011 на стр. 120 ее составители честно и прямо пишут, что в 2011 году направят «на осуществление полномочий Российской Федерации по подготовке и проведению Всероссийской переписи населения в 2011 году... 1 683,0 млн рублей».

По данным Росстата, больше всего бюджетных средств уйдет на оплату труда временных переписных работников. Известно, что на переписи будут работать 613 тыс. человек и за 22 дня работы переписчик получит 5,5 тыс. рублей. Инструктор проработает 31 день и получит 8170 рублей. Зарплата заведующего переписным участком за 60 дней работы — 15 807 рублей. При этом, как выяснилось, студентов направляют работать переписчиками в качестве практики, за которую они получат не деньги, а зачет в вузе.

И сегодня к кому-то из нас придут... Студенты, пенсионеры, обряженные в синие шарфики с фонариками и свистками, разошлись по всей стране и пытаются найти, догнать, посчитать. Рискуют нарваться на неблагодарность и равнодушие в лучшем случае. Наверняка столкнутся с недоверием и получат порцию негатива от протестно настроенной части общества. Почему? «Потому, что я … хотел на всю вашу власть! Так и запишите в своей анкете», — это аргумент, который я лично слышал во время прошлой переписи.

Первое слово, что приходит в голову, когда наблюдаешь суету вокруг переписной кампании, — выборы. Все происходящее напоминает агитацию накануне очередного единого дня голосования федерального масштаба. Перепись рассматривается у нас не как объективная необходимость сверить списки и побольше узнать о своих согражданах, но как некий политический акт. Честно говоря, даже отличия сразу найти сложно.

Из каждого «утюга» нас призывают принять участие в переписи, но точно так же призывали принять участие в выборах. Представители ряда политических течений советуют отказываться от переписи точно так же, как советовали отказываться от участия в «имитации выборов». Различные группы развернули агитацию за то, что именно нужно написать в графе «национальность», как будто речь идет о какой-то конкретной партии. Впрочем, обо всем по порядку.

Еще во время прошлой переписи графа «национальность» благодаря 26-й статье конституции РФ стала некой формой самовыражения. Согласно официальным данным, около 1 процента россиян так и не смогли себя идентифицировать, зато несколько сотен человек потребовали записать себя «эльфами», «хоббитами» и прочими «гоблинами». В Ростове-на-Дону десятки человек назвались «скифами». На этот раз ветры подули с другой стороны.

С сентября в сибирских регионах развернулась целая кампания за то, чтобы писать в графе национальность «сибиряк». Ее инициаторами выступила группа новосибирских художников. По своей сути эта акция очень напоминает протестное голосование. «Вот есть же такое понятие в столице — «замкадыши». Мы для них словно безликая серая масса, нефтяные вышки и зона с колючей проволокой. Вот наберем мы, допустим, 10 тыс. «сибиряков» — тогда объявим себя малым народом и будем требовать льготы себе и отношение как к новому малочисленному народу», — пояснил журналистам художник Константин Еременко. Сколько их таких «сибиряков» наберется, пока не очень понятно, но в блогосфере эта идея пользуется популярностью. Да, и еще... Не хочется расстраивать новосибирских художников, но «сибиряки» — этнографическая группа, которая в числе прочих относится к этнониму «русские», так что перспектива стать малым народом у них сомнительная.

Из той же серии последнее творение музыкального коллектива «Атаманский дворец», посвященное Всероссийской переписи населения. «Нас уважают на Кавказе и в Центральной России. В эру красного террора теряли силы. Из миллионов казаков остались сотни тысяч. Возрождаемся из пепла — скрипят могилы. Как и все хватили лиху — лагеря и голод. У нас забрали наше право называться народом... Если кровь казачья в венах, говори смело: национальность «казак»!» — призывают в песне, которая сейчас в хитах на видеопортале Youtube. Стоит отметить, что, по результатам последней переписи населения, в Российской Федерации уже живут более 140 тыс. человек, считающих себя «казаками». Сейчас их может стать гораздо больше.

Невозможно отделаться от мысли, что нечто похожее можно было наблюдать в предвыборных программах и роликах ЛДПР или «Родины». Эдакий национальный подтекст регионального масштаба. Примечательно, что в клипе «Атаманского дворца» напротив графы «национальность — казак» ставят галочку, а не вписывают, как в анкете переписчика. Здесь аналогия с выборами становится уже совсем очевидной.

Явление другого порядка, но также укладывающееся в политическую канву, — отказ от участия в переписи. Здесь в авангарде так называемая внесистемная оппозиция. Лидер партии «Другая Россия» Эдуард Лимонов прямо призвал граждан бойкотировать кампанию. «Прежде пусть вернут нам статус граждан, возможность избирать тех, кого мы желаем видеть во власти, и только после этого мы станем разговаривать с переписчиками», — говорится в заявлении партии. Лимонов выразил надежду, что его идею поддержат правозащитники, политические организации и простые граждане.

Простые граждане Лимонова уже услышали. Некоторые из них, к примеру, решили таким образом бороться с точечной застройкой и коммунальными неурядицами. Так, жители трех домов в московском районе Алексеевский отказались участвовать в переписи в связи с нежеланием властей округа и района рассматривать вопрос об уничтожении двора по адресу улица Павла Корчагина, 14. И подобных историй появляется все больше и больше.

По оценкам социологов, в этой переписи изъявили желание участвовать 88 процентов россиян. При этом эксперты прогнозируют число отказников на уровне 30 процентов. Любопытно то, что примерно столько же граждан не ходят на выборы. И в этом нет ничего удивительного. Потеряв доверие к власти, россияне настороженно относятся ко всем ее начинаниям — будь то Олимпиада в Сочи, модернизация со «Сколково», реформа МВД или Всероссийская перепись населения. Разница, как выясняется, не так уж и велика. Парадокс в том, что эти цифры — знание о численности и структуре населения — нужны любой власти. Без них все экономические программы превращаются в одну большую условность.

Глава Росстата Александр Суринов, видимо, предчувствовал, что с переписью проблем будет предостаточно. Еще в конце прошлого года он призывал сменить добровольный характер участия в переписи на обязательный. Ссылка шла все на тот же международный опыт. США и Великобритания наказывают за отказ от участия в переписи, а у нас все еще пытаются убедить и договориться.

Что получится с этой переписной кампанией в России, пока даже предположить сложно. Но есть серьезные опасения, что те 17 млрд рублей, которые на нее потратили, могут просто вылететь в трубу...