Минобразования планирует массовое сокращение числа вузов

Валентин Поспелов,

проректор Финансовой академии при правительстве РФ

«Зачистка» вузов лишит провинцию высшего образования

«Зачистка» вузов лишит провинцию высшего образования
Количество высших учебных заведений в ближайшее время резко сократится.
13 ноября 2010
Демографический кризис дает возможность министру образования Андрею Фурсенко урезать число вузов. Несмотря на то что в Минобразования уверяют, что «черного списка» нет, реорганизация вузовской сети может стать недружественным поглощением, а под предлогом борьбы за качество тысячи преподавателей останутся без работы.

 

Сегодня в России действует 1,3 тыс. высших учебных заведений (из них половина — негосударственные) и 2,2 тыс. их филиалов. Количество студентов превышает 7 млн человек. Больше всего учебных заведений на квадратный метр площади находится в Большом Сочи, а на душу населения — в Ханты-Мансийске. В Москве действует 106 государственных и 89 частных вузов. В 2008 году среднегодовая численность занятых в сфере образования людей в России составляла 5,98 млн человек. А, к примеру, в США в 2009 году действовало 4352 высших учебных заведения: 156 университетов, 1953 колледжа с четырехгодичными программами обучения, 1378 двухгодичных колледжей и институтов.

Правительство одобрило Федеральную целевую программу по развитию образования на 2011—2015 годы. Документ стал продолжением уже существующих в этой сфере государственных программ. За пять лет на реформу планируется потратить 137 млрд рублей. «Деньги, прямо скажем, очень маленькие, — не скрывал разочарования глава Минобразования Андрей Фурсенко. — И размазывать их тонким слоем на всех смысла нет».

Прежде всего государство намерено избавиться от «плохих» учителей. Не сдавшие квалификационный экзамен, прохождение которого станет обязательным каждые пять лет, будут вынуждены либо повысить уровень, либо сменить профессию. Площадки для желающих повысить квалификацию будут созданы на базе «продвинутых» учреждений. Ожидается, что за пять лет через них пройдут 100 тыс. преподавателей. «Если ранее говорили, что учат на всю жизнь, то теперь — в течение всей жизни», — заметил Фурсенко.

В России не должно остаться и «плохих» вузов — их либо закроют, либо присоединят к более сильным. Какую часть из нынешних 1,3 тыс. вузов и 2 тыс. их филиалов планируется пустить под нож, пока неизвестно. Хороший шанс для чистки, по словам министра, дает демографический кризис. Если в 2006 году школу окончили почти 1,5 млн человек, то в 2010-м потенциальных абитуриентов было всего 800 тысяч.

По личной оценке министра, «некомпетентных» вузов в России достаточно. Правда, критериев, как отделить качественные вузы от некачественных, в ведомстве пока нет. Андрей Фурсенко предлагает ориентироваться на народ: чем ниже вступительный балл по ЕГЭ, тем хуже вуз. Также университеты можно оценивать по востребованности выпускников и активности научной работы преподавателей.

Напомним, что за последние годы было закрыто более ста вузовских филиалов. Безусловно, в этом есть здравое зерно. Дело в том, что зачастую в регионах работали и продолжают работать филиалы, не имеющие нормальных помещений, литературы, технических средств и квалифицированных курсов по специальности. Часто из-за нехватки кадров, особенно в провинции, лекционные курсы читали преподаватели смежных специальностей. Например, культурологию и журналистику преподавали филологи, а отдельные юридические дисциплины — обществоведы.

Но, как обычно это бывает в России, в угаре сокращения закрываются филиалы и с устойчивой репутацией, куда ездили читать лекции столичные ученые, давая те знания и навыки, которые невозможно приобрести в провинции.

Большинство специалистов высшей школы резко негативно относятся к настойчиво проводимой Фурсенко кампании по укрупнению вузов. Ведь совершенно непонятно, с чем можно сливать, например, областные педагогические институты, готовящие кадры для сельской местности, или политехнические институты, негативный опыт по объединению которых в университеты уже давно стал притчей во языцех. Особенно для тех, кого волнуют вопросы качества высшего образования не только в Москве.

Так что складывается стойкое ощущение, что демографический кризис — очень удобный предлог для окончательного развала всей системы высшего образования в стране.

Комментирует Валентин Поспелов, проректор Финансовой академии при правительстве РФ

В последние годы стало действительно много вузов, занимающихся подготовкой непрофильных специалистов. Так, специалистов в области экономики и юриспруденции — самых популярных с точки зрения абитуриентов и их родителей специальностей — готовят сегодня порой и педагогические, и технические вузы. Поэтому на рынке труда и наблюдается переизбыток плохо подготовленных юристов и экономистов, которые не могут найти для себя работу по профилю.

Думаю, не только в регионах, но и в столице можно встретить объявление о наборе сотрудников, в котором указывается: выпускникам такого-то вуза просьба не беспокоить.

Качество высшего образования чрезвычайно снизилось и потеряло свой престиж.

Нельзя спорить и со статистикой. Выпускников школ примерно столько же, сколько мест — бюджетных и коммерческих — предлагают российские вузы. Что же, в университеты и академии принимать всех? Даже тех, кто школу окончил с двойками? Конечно, нет. Поэтому разговоры о демографическом кризисе и его влиянии на реформу высшего образования имеют под собой почву.

Другое дело, как нужно проводить реформу. В начале года под нажимом Министерства финансов и ученой общественности, в которую входили и представители нашей академии, Минобразования приняло решение отказаться от своих планов сократить количество финансовых и экономических специальностей, слив их в четыре направления подготовки. Мы возмущались и доказывали, что экономисты стране нужны и готовить их должны профильные вузы. Минобрнауки в итоге с нами согласилось.

Так что перекосы в планах министерства есть, поэтому к изменениям в системе высшего образования необходимо подходить продуманно и аккуратно.