ФИФА выбрала российскую заявку на проведение ЧМ-2018

Антон Орех,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», — специально для «Особой буквы»

Построим! А сыграем?

Построим! А сыграем?
Чемпионат мира по футболу 2018 года пройдет в России.
2 декабря 2010
Решающее голосование прошло 2 декабря в Цюрихе. Вместе с нашей страной на право проведения мирового первенства претендовали совместно Бельгия и Голландия, совместно Испания и Португалия, а также Англия.

В начале года шансы России оценивались как минимальные. Однако незадолго до голосования наша страна, наоборот, стала фаворитом букмекеров. И вдруг накануне голосования членов ФИФА все вновь перевернулось, и вперед вырвались англичане.

Особенно сильно наши шансы, как казалось, подорвал отказ Владимира Путина участвовать в презентации российской заявки.

И все же Россия выиграла. По некоторым данным, в первом туре отсеялась голландско-бельгийская заявка, во втором английская, а в решающем раунде голосования мы опередили иберийский проект.

В российской заявке 16 стадионов в 13 городах: Москве, Санкт-Петербурге, Калининграде, Ярославле, Нижнем Новгороде, Саранске, Казани, Екатеринбурге, Самаре, Волгограде, Краснодаре, Сочи и Ростове-на-Дону. Но ФИФА имеет право сократить этот список. Сумма затрат на строительство стадионов составит примерно 3,8 млрд долларов. Расходы на реконструкцию и строительство объектов инфраструктуры будут прописаны отдельно. Хотя руководство страны уже заявляло, что новые аэропорты, дороги и гостиницы были бы построены вне зависимости от исхода голосования в Цюрихе.

Комментирует Антон Орех, обозреватель радиостанции «Эхо Москвы»

Скажу сразу, что я не собираюсь участвовать в полемике по поводу того, что в стране с таким количеством проблем проводить чемпионат мира дорого и плохо. Я также не стану участвовать в разговорах о том, что деньги распилят и украдут. Потому что эти деньги украдут в любом случае, на что бы они ни пошли. Потому что в России воруют везде и все, к чему прикасаются. И даже когда не прикасаются вовсе, деньги все равно куда-то пропадают. А что касается бедных, то они потому и бедные, что на них никогда не тратят деньги. И даже если бы мы не получили мировое первенство и Олимпиаду в Сочи, бедные не стали бы богаче.

Но я скажу вам, что чемпионат мира — это шанс. Шанс сделать то, чего не делалось не то что годами — десятилетиями! Когда мы подали заявку на мировое первенство, в которой фигурировали 13 крупнейших городов страны, оказалось, что только шесть из них связаны между собой прямым железнодорожным сообщением! Оказалось, что на самолете сначала надо лететь в Москву — и только потом туда, куда тебе действительно надо. Про жуткие вокзалы и аэропорты я не говорю. Я молчу про кошмарные гостиницы, которых либо нет вовсе, либо ночь в них равна зарплате хорошего менеджера.

Так вот, нам дают шанс навести порядок. Построить то, что должно быть в любой нормальной стране. Ведь страна у нас не только большая, но и очень красивая. К нам должны ездить миллионы туристов, потому что нам есть что показать. Но к нам не едут, потому что мы не умеем показывать и не умеем делать деньги, которые ну сами просятся в кошелек. А теперь к нам по факту приедут тысячи и тысячи. И если прежде они знали только про Москву и Питер, то теперь есть шанс показать им целых десять городов.

Ну так давайте же, блин горелый, постараемся! Не в целях показухи, а для самих себя. Чтобы потом ездить по этим дорогам, жить в этих гостиницах, смотреть свои же собственные города, а не только Турцию и Египет. И раз уж нам выпало такое счастье (а провести чемпионат мира по футболу — это счастье: посмотрите на убитых горем проигравших!), так давайте проведем этот чемпионат хорошо!

И приложим все усилия, чтобы проконтролировать тех, кто будет этим заниматься. Раз мы боимся воровства, так давайте будем глядеть в оба!

Ну а самым сложным станет вообще не это. Построить-то мы построим — и не такое строили. Мы войну выиграли — а тут какой тут футбол. Самое сложное — сыграть хорошо на своем чемпионате. За восемь лет придется где-то найти приличных футболистов. Глупо же, согласитесь, потратить столько денег, сил и провалиться при всем честном народе.