Представленный Хинштейном документ дает очень точную характеристику банде Цапка: «Указанная преступная группа склонна к совершению тяжких преступлений, таких как вымогательство, разбои, убийства, нанесение тяжкого вреда здоровью, хулиганство, изнасилования». Информация, изложенная в справке, дала основания тогдашнему исполняющему обязанности главы краснодарского управления СКП Аслану Хуаде передать материалы по банде в уголовный розыск. Там они и застряли, не получив дальнейшего хода.
Хинштейн рассказывает, что задолго до трагедии в Кущевской в местном Следственном комитете было прекращено очередное дело, имевшее явное отношение к банде. В апреле 2009 года полтора десятка граждан Украины попали в рабство на плантациях компании, оформленной на мать Сергея Цапка. «Рабам» не выплачивались деньги, они были лишены личной свободы. Сбежать из плена и добраться до консульства Украины в Ростове-на-Дону удалось лишь двум украинцам, которые и подняли шум.
Только после обращения генерального консула Украины местные оперативники выехали в Кущевскую и освободили заложников. Как выяснилось, рабочих удерживал в неволе подручный Цапка Николай Шевченко по прозвищу Хряк. И все же уголовное дело так и не было возбуждено, поскольку украинцы вскоре отказались от своих показаний.
По мнению Александра Хинштейна, «только с молчаливого согласия властей преступная группировка превратилась в могучую империю». После трагедии в станице Кущевская, рассуждает депутат, были уволены лишь милиционеры, в то время как сотрудники прокуратуры и СКП сохранили свои должности, что в свете вновь вскрывшихся фактов в корне неправильно.
Свою статью Александр Хинштейн призывает считать официальным депутатским запросом к генеральному прокурору РФ Юрию Чайке.
Напомним, в начале ноября нынешнего года в станице Кущевская были зверски убиты 12 человек, в том числе четверо детей. Расследование показало, что за убийством стоят члены местной банды, возглавляемой видным деятелем Краснодарского края Сергеем Цапком. Как позже выяснилось, преступную группировку покрывали сотрудники милиции. В итоге несколько милиционеров местного РУВД были отстранены от исполнения обязанностей, а один из них был арестован по подозрению в превышении должностных полномочий.
Комментирует Александр Куликов, депутат Государственной думы
Бездействие правоохранительных органов Краснодарского края в отношении бандитов в общероссийском масштабе не является чем-то из ряда вон выходящим. Мы, члены комитета по безопасности Госдумы, знаем реальную картину происходящего. Тысячи подобных дел остаются без внимания со стороны и прокуратуры, и следственных органов. Невиновные сидят в тюрьме, а виновные избежали наказания по вине милицейских начальников и их подчиненных.
В случае же с Кущевской речь идет об обвинениях в бездействии не Следственного комитета при прокуратуре, а Следственного комитета при МВД. Это два разных подразделения. То есть речь идет опять же о Министерстве внутренних дел.
Здесь вообще затронута тема ответственности конкретных исполнителей — сотрудников правоохранительных органов и их начальников. Так, Екатерина Рогоза, следователь ОВД по Кущевскому району, обвинила местного прокурора в том, что он вынудил ее принять незаконные процессуальные решения. Она понимает, что сейчас отвечать за свои решения ей придется в одиночку. Поэтому Рогоза и выступила с обращением, обличая своих руководителей.
За последние годы сложилось так, что в подобных случаях всегда страдают пешки. И это первый резонансный случай, когда рядовой сотрудник решил выступить против начальства открыто.
Картина драматичная, но Рогозу не жалко. Возможно, ее пример — когда следователь, поддавшийся давлению сверху, потом страдает в первую очередь, — чему-то научит других должностных лиц в России, которые сегодня поступают аналогично. Они должны понимать, что, выполнив сегодня преступное указание руководства, завтра могут пострадать. В то время как руководство останется ни при чем.
Сегодня понятие ответственности руководителей за действия подчиненных действительно размыто. Стало привычным сваливать вину на подчиненных, а самим выходит сухими из воды. Поэтому важно, чтобы в случае с Кущевской причастность начальников была расследована и после установления вины они были наказаны.
Один подобный случай, конечно, погоды не сделает. Вот если бы пара таких руководителей, покрывающих своих подчиненных и вынуждающих их идти на должностные преступления, была раскрыта на самом верху, это имело бы сильнейший эффект в масштабах всей страны.