Стоит отметить, что собственную мини-армию — ООО ОП «Газпром охрана» — госмонополия создала еще в 2007 году. Свое решение руководство гиганта мотивировало необходимостью защиты инфраструктуры компании, которая находится далеко от населенных пунктов.
Удаление от райцентров, а значит — от мест дислокации подразделений правоохранительных органов, поясняют в Газпроме, создает условия для несанкционированных врезок в трубопроводы. Это наносит финансовый ущерб компании и государству, которое терпит политические и экономические убытки из-за срывов поставок голубого топлива зарубежным партнерам. Не забывают в госмонополии напоминать и об угрозах пожаров, разливов нефти и загрязнения окружающей среды.
В настоящий момент, помимо «Газпрома», свою корпоративную охрану имеет также «Транснефть».
Заместитель председателя Комитета Госдумы по конституционному законодательству и государственному строительству, член КПРФ Виктор Илюхин заявил «Особой букве», что ничего нового и неожиданного в решении главы правительства нет — все по закону. Тем более что «речь в данном случае идет не о защите физических лиц, а о защите нефте- и газопроводов, которые очень притягательны для террористов».
«Депутаты посчитали возможным внести соответствующие изменения в законодательство, хотя и понимали, что любое подобное формирование, тем более вооруженное, внутри какой-то коммерческой структуры тоже представляет определенную опасность. Но условия таковы, что мы вынуждены пойти на это. Заставить работников милиции взять под охрану все объекты «Газпрома» — это тоже невозможно», — заявил Илюхин.
При этом он подчеркнул, что иметь такую структуру госмонополии выгодно.
«Им, да и государству тоже, выгодно, чтобы трубы были в целостности, а передача сырья осуществлялась в постоянном режиме. Кроме того, ЧОПы сейчас берут очень дорого за свои услуги, на практике выходит, что содержать собственную охрану дешевле», — сообщил депутат.
По его словам, у «Газпрома» уже есть служба безопасности, поэтому здесь фактически речь идет о расширении ее обязанностей — получении возможности охранять не только офисы, но и промышленные объекты.
Кроме того, Виктор Илюхин обращает внимание на тот факт, что «своя охранная служба всегда находится под контролем руководства, в отличие от сторонней структуры, которая может искаженно воспринимать команды сверху».
Без ответа остается лишь один вопрос: какова будет численность газпромовской армии и чем она будет вооружена? Эти данные и раньше не разглашались, а теперь, судя по всему, вообще будут засекречены.