Участковые будут собирать сведения о партийной принадлежности и сексуальной ориентации граждан

Матвей Гончаров,

правозащитное движение «Сопротивление»

Всероссийская милицейская перепись

Всероссийская милицейская перепись
Российские участковые будут собирать досье на каждого гражданина. Их будут интересовать материальный достаток, политические взгляды, членство в партиях и объединениях и даже сексуальная ориентация.
4 февраля 2011
На сайте правозащитного движения «Сопротивление» появился шаблон соответствующей анкеты для участковых одного из субъектов России. Ее содержание удивило даже видавших виды экспертов и юристов, казалось бы, давно привыкших к «выкрутасам» МВД.

В анкете указано, что участковый должен будет узнать у гражданина его имя и фамилию, зафиксировать паспортные данные, адрес прописки и фактического проживания, место работы, наличие судимости и так далее. В общем-то, это так называемая стандартная «паспортичка». Такого рода данные собирают многие ведомства, социологические и статистические службы и даже частные компании.

Однако в анкете участкового оказались весьма неоднозначные графы, которые касаются материального положения гражданина, его сексуальной ориентации, политических взглядов, наличия домашних животных. Кроме того, весьма спорными выглядят вопросы о наличии у человека навыков в подрывном деле, а также летательных аппаратов и плавательных средств в личной собственности.

Как заявил «Особой букве» юрист, координатор спецпроектов правозащитного движения «Сопротивление» Матвей Гончаров, такие анкеты участковых незаконны.

«Насколько я знаю, подобная практика была и раньше: у участкового был определенный план опроса, в нем, например, содержалась такая информация, как гражданство. Однако то, что мы видим в этих анкетах, — графы, касающиеся сексуальной ориентации, вероисповедания — это уже чересчур. В принципе, можно сказать, что налицо попытка выяснить персональную информацию, которую нельзя требовать предоставить», — отметил Гончаров.

По его словам, сложно сказать, зачем рядовому милиционеру знать о наличии у гражданина, например, летательного аппарата. Но не секрет, что всегда проще обладать полной информацией о человеке, в том числе основанной на слухах или словах соседей.

Кроме того, юрист подчеркнул, что человек не обязан отвечать на такие вопросы либо он может ответить только на те, которые сочтет нужными. Принудить давать эту информацию никто не может. Если у гражданина возникнут какие-либо сомнения, то можно обратиться в местное УВД.

Представитель правозащитного движения «Сопротивление» затруднился ответить, кто инициировал создание таких анкет — местное или высшее руководство милиции.

«Такой информации у меня нет. Но эти анкеты поступили к нам из одного региона страны, примеров из других частей страны пока нет», — подчеркнул Матвей Гончаров.