В большинстве западных стран, по его словам, для получения услуг связи нужно предъявить не только паспорт, но даже сообщить свой налоговый код. «При этом телефон можно приобрести только на себя», — подчеркнул депутат.
Как заявил «Особой букве» ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры Павел Салин, эта идея нежизнеспособна, кроме того, она не ставит никакого серьезного барьера на пути преступников и не может оказать позитивного влияния на борьбу с терроризмом.
«Гипотетически у нас и так «стоят на пути террористов» паспортные данные. Все мы понимаем, что они используют для активации взрывных устройств мобильные телефоны не сами по себе, а в совокупности с мобильной связью. А у нас в России нельзя стать абонентом сотовой связи без паспорта. Но мы видим, что из-за тотальной коррупции эти правила можно обойти, причем за сходную плату — за 500—1000 рублей на любом «блошином рынке» можно оформить симку на какой-то левый паспорт», — говорит Салин.
По его словам, если ввести продажу сотовых телефонов по паспортам, то ничего не изменится, только цена на нелегальное приобретение sim-карт и телефонов возрастет.
При этом эксперт подчеркнул, что ужесточать продажу sim-карт не нужно. «Заворачивать гайки дальше некуда, потому что резьба проржавела и сорвана. В принципе, если бы не было коррупции, то продажа sim-карт по паспорту была бы очень серьезным барьером на пути террористов».
Кроме того, Павел Салин отметил, что активация бомбы с помощью мобильного телефона не единственная технология, которой пользуются преступники. «И если мы в конце концов найдем какой-то оптимальный вариант, когда террористы просто не смогут приобретать sim-карт от своего имени, то тогда им будет гораздо проще использовать другие технологии подрыва», — уверен политолог.
«У нас сейчас дискуссии по борьбе с терроризмом, — рассуждает специалист Центра политической конъюнктуры, — сводятся к чисто техническим аспектам: проверять всех, кто приходит в аэропорт, или только 80 процентов; металлические рамки ставить возле самого входа или на расстоянии 10 метров, и так далее. Это заведомо проигрышная позиция, когда с терроризмом борются узкоприкладными техническими методами. Нужны социально-экономические, идеологические методы, для того чтобы террористов просто не вербовали, чтобы «живой товар» не поставлялся на террористический рынок».