Возможно, вскоре все допросы будут записываться на видео

Вадим Прохоров,

адвокат

Реалити допрос

Реалити допрос
В ближайшее время в российских отделениях правоохранительных органов могут в обязательном порядке ввести видеозапись допросов.
14 февраля 2011
На этот шаг Россия может пойти, чтобы выполнить взятые на себя обязательства по обеспечению международных стандартов в области соблюдения прав человека. Об этом в понедельник заявил замминистра внутренних дел Сергей Герасимов на встрече с верховным комиссаром ООН по правам человека.

По словам Герасимова, данная мера также послужит профилактикой возможных правонарушений со стороны сотрудников органов внутренних дел.

В настоящее время о видеозаписи допросов могут ходатайствовать сами следователи или допрашиваемые, а на допросе в суде — участники процесса. При этом видеосъемка не является обязательной, пишет РИА «Новости».

Между тем пресс-центр Министерства внутренних дел уточняет, что пилотный проект по внедрению обязательной видеосъемки допросов может быть запущен после завершения реформирования органов МВД, так как «затрагивает множество организационных, правовых и финансовых аспектов».

По мнению адвоката, члена движения «Солидарность» Вадима Прохорова, сама по себе идея ввести обязательную видеосъемку всех допросов прогрессивна и действительно может снизить количество случаев, когда происходит фальсификация показаний. Адвокат отметил, что в странах Европы и в США эта практика применяется достаточно широко.

«Однако вопрос в том, как будет организован сам процесс, как будет проходить съемка, как ее можно будет использовать после допроса», — рассуждает Прохоров.

Адвокат опасается, что видеозаписи могут подвергнуться «ножницам», и как в печатном тексте можно вырывать отдельные фразы из контекста, так и из съемки могут «выпасть» отдельные моменты.

Что касается сообщения о том, что эта процедура может быть введена после реформирования МВД, то, по мнению адвоката, это некий имиджевый ход.

«Технически ввести обязательную видеозапись допросов несложно и сейчас, — уверен Вадим Прохоров. — Но, видимо, в МВД в настоящий момент другие заботы, связанные с переименованием ведомства и необходимостью заполнения соответствующих документов, бюллетеней и справок. Вероятно, эти самые бюллетени для правоохранительных органов важнее, чем соблюдение прав человека».