Российские власти не посчитали нужным назвать преемника организации в качестве партнера германской стороны, что лишает пострадавших от нацистского режима россиян существенной помощи, которую они получали эти годы от жителей Германии, а также прерывает исполнение около 30 гуманитарных программ для ветеранов войны и российской молодежи.
Финансирование фонда в первом полугодии 2010 года и его ликвидация во втором полугодии с передачей гуманитарных программ преемнику, определенному правительством РФ, ранее были предусмотрены. Однако ни одно из принятых решений не выполнено. Мероприятия по поддержке пожилых граждан, прежде всего жертв нацизма, выплаты бывшим советским военнопленным, другие гуманитарные проекты по сохранению памяти о жертвах Второй мировой войны были свернуты немецкими партнерами спустя год ожидания какой-либо информации из Москвы относительно перспектив сотрудничества.
Сотрудники фонда восприняли действия российских властей как знак неуважения к пострадавшим от нацизма. Действительно, в стране еще остались люди, которые в годы войны были в плену и которым организация не успела оказать финансовую помощь.
Государство объясняет случившееся наличием в стране собственных программ — в том числе существенной поддержкой, которую сейчас получают от государства и региональных властей ветераны войны, их вдовы и другие жертвы фашизма. Помощь эта варьируется в зависимости от места проживания людей, но в последние годы дотации — например, к Дню Победы — стали реальным подспорьем для стариков и совсем не напоминают те подачки, которые были в 90-е годы.
Однако денежная помощь никогда не бывает лишней, особенно для пенсионеров. Как правило, привыкшие за много лет к тому, что на государство надеяться нельзя, деньги они никуда не вкладывают, а копят.
Напомним, что «Фонд взаимопонимания и примирения» был создан в 1993 году по инициативе Германии и зарегистрирован как федеральное государственное учреждение. В 2000 году Бундестаг принял закон, согласно которому выплата компенсаций должна была осуществляться только через госбанки. После этого партнером организации стал немецкий фонд «Память, ответственность и будущее», который распределял выплаты из бюджета ФРГ. Чуть позже к программе присоединилась Австрия.
Больше всего — до 7,5 тыс. евро — получали выжившие узники нацистских лагерей смерти — Освенцима, Майданека и других. Те, кто был угнан в Германию на принудительные работы, получали от 300 евро. Программа выплат действовала до 2006 года, всего в ней участвовали 228 тыс. россиян, которые получили в общей сложности 380 млн евро.
В принципе, логику российского правительства понять можно: основные программы выполнены, жертв фашизма осталось не так уж много, и государство вполне в состоянии само о них позаботиться или передать функции фонда негосударственным организациям. Но очевидно, что ни одно из работающих в этой сфере образований не в состоянии обеспечить такой прозрачный уровень финансовой отчетности, который требуется для реализации немецких проектов. Ликвидация фонда без определения правопреемника неизбежно приведет к сворачиванию всех начинаний. Немецкие партнеры уже официально объявили о замораживании работы в России и перераспределении средств в пользу Белоруссии и Украины.
Комментирует Виктор Илюхин, депутат Государственной думы
«Фонд взаимопонимания и примирения» создавался на деньги, которые выделяло России правительство Германии для возмещения ущерба советским, а ныне российским гражданам, содержавшимся в немецких концентрационных лагерях, и людям, по принуждению работавшим на немецких предприятиях в годы Великой Отечественной войны.
Фонд работал весьма активно. В 90-е годы были, правда, скандалы, связанные со случаями воровства выделяемых немцами средств. Однако Людмиле Нарусовой, назначенной председателем наблюдательного совета организации в 2000 году и возмутившейся таким положение вещей, вероятно, посоветовали не провоцировать бурю. Решили, что немцев беспокоить не нужно. Все-таки выдача компенсаций руководством ФРГ — дело хорошее. А от коррупционных скандалов могут пострадать в первую очередь сами наши граждане, которым и предназначалась компенсация.
Недавно Германия заявила, что больше не считает себя обязанной выделять деньги в этот фонд. И наше правительство решило, что деньги взамен немецким оно также направлять не будет. Люди же, которые до сих пор не получили причитающихся им средств, остались.
Закрытие фонда — мера неправильная. Все же ветеранов осталось не так много. Можно было бы продолжить им помогать и средствами из нашего бюджета, используя все ту же организацию. Кроме того, и российские, и немецкие предприниматели продолжали направлять туда деньги даже после того, как это прекратило делать немецкое правительство.
Постараемся вернуться к обсуждению этого вопроса при очередном рассмотрении бюджета страны.