Мэр Москвы предлагает наделить ЧОПы полномочиями полицейских

Виктор Илюхин,

депутат Государственной думы

Террористам противопоставят армию секьюрити

Террористам противопоставят армию секьюрити
Столичные власти собираются разрешить частным охранникам досматривать граждан и их вещи. В мэрии считают, что эта мера повысит безопасность на транспортных объектах.
10 марта 2011
Мэр Москвы выступил с предложением наделить сотрудников ЧОПов правом досматривать граждан в аэропортах и на вокзалах с целью усилить транспортную безопасность. Сейчас этим может заниматься только полиция. В столичном правительстве считают, что эта мера усилит защищенность объектов транспорта от терактов. Инициатива потребует поправок в только что принятый закон «О полиции» и другие нормативные акты. В случае ее одобрения, по мнению специалистов, встанет проблема санкций за неподчинение работникам ЧОПов.

 

Численность частной охраны в постсоветской России имеет тенденцию к увеличению. Так, в 1999 году в РФ было зарегистрировано 11 тыс. охранных предприятий, почти 166 тыс. лицензированных охранников, имеющих около 71 тыс. единиц служебного оружия. В 2005 году в РФ действовали 22 тыс. охранных предприятий, в которых работали уже 581,8 тыс. лицензированных охранников. На сентябрь 2009 года в России работали 29 тыс. ЧОПов и служб безопасности, в которых служили 762 тыс. сотрудников и имелось около 120 тыс. единиц служебного оружия. Под их охраной находилось свыше 300 тыс. объектов. После 1 января 2010 года в связи со вступлением в силу изменений в законодательстве количество охранных фирм несколько снизилось, а число охранников сократилось до 745 тыс. человек.

По мнению ряда экспертов, реализация идеи Сергея Собянина в долгосрочной перспективе несет в себе массу опасностей: что бы там ни говорили, но наличие в стране многочисленных силовых формирований, призванных защищать частные интересы, опасно для государства.

Мысль использовать секьюрити при досмотре в аэропортах и вокзалах появилась после теракта в Домодедове. На координационном совещании по обеспечению правопорядка в Москве этот вопрос был отдан для разработки заместителю мэра Владимиру Шукшину. И в случае необходимости Сергей Собянин выступит как субъект законодательной инициативы по внесению изменений и дополнений в норму «О частной детективной и охранной деятельности в РФ». Как в связи с этим изменится закон «О полиции», пока не ясно.

Напомним, в ноябре прошлого года частные бодигарды уже были наделены правом осмотра имущества в местах, где обеспечивается контрольно-пропускной и внутриобъектовый режим. Расширение их полномочий приведет к тому, что чоповцы получат возможность проверять уже не только вещи, но и самих граждан. Собственно, органы МВД делают то же самое, однако такой досмотр осуществляется с привлечением понятых и с заполнением соответствующих протоколов. Будут ли это делать работники ЧОПов, никто достоверно не знает.

Дублируя функции государственных и частных охранников, власть рискует окончательно запутать граждан, которые вряд ли смогут легко разобраться, кто может их досматривать, а кто нет. Нет ясности и по поводу права самого досматриваемого на отказ от этой процедуры.

Исполнительный директор Ассоциации индустрии безопасности Александр Иванченко одобряет наделение ЧОПов функциями «проверки подозрительных лиц». «Зачастую подготовка частных охранников не хуже, а порой и лучше милиционеров на транспорте», — пояснил он «Коммерсанту», уточнив, что с принятием поправок «мы станем ближе к остальному миру, где транспортные узлы силовики не охраняют».

Понятно, что почти миллион чоповцев заинтересован в расширении своих полномочий. Но никто не даст гарантии того, что право на досмотр не будет использоваться ими в коммерческих интересах. Не секрет, что порой ЧОПы привлекаются и для решения спорных бизнес-вопросов. Безусловно, не так часто, как в «лихие 90-е», но тем не менее такие случаи нередки.

Аэропорты России не ограничиваются московскими, в маленьких городах сейчас есть аэродромы, где приземляются только коммерческие рейсы, — задержать там для досмотра кого-то неугодного или просто непонравившегося будет несложно, а система, когда отпускать будут за определенную мзду, наверняка сформируется быстро.

Складывается впечатление, что государство осознает свою неспособность гарантировать гражданам безопасность на транспорте, поэтому стремится переложить эту функцию на частные структуры. Ведь тогда ответственность будет лежать не на полицейских, работу которых мы оплачиваем из своих налогов, а на те структуры, которые платят ЧОПам.

Комментирует Виктор Илюхин, депутат Государственной думы

Часть функций правоохранительных органов частным охранным структурам уже передана. И сегодня они имеют право обеспечивать охрану не только тех или иных объектов, ценностей, но и физических лиц.

Однако инициатива Сергея Собянина все же выглядит неоднозначной. Бесспорно, защищать пассажиров на транспортных узлах нужно. Непонятно лишь, как такие меры будут вписываться в соблюдение конституционных прав граждан России.

В настоящее время правом проверки документов гражданина, его обыска обладают исключительно сотрудники правоохранительных органов. В случае передачи подобных полномочий частным охранным предприятиям самих охранников нужно будет признавать должностными лицами со всеми вытекающими отсюда последствиями. Без наделения сотрудников ЧОПов подобным статусом нас ждет большое количество злоупотреблений, огромные поборы, рост общего уровня конфликтности в обществе, ведь привлечь охранников за эти нарушения государство не сможет.

То есть секьюрити будут обладать широкими правами при полном отсутствии обязанностей и ограничений. Так что подходить к этой идее нужно аккуратно, в том числе и потому, что воплощение ее в жизнь потребует внесения серьезных изменений в законодательство.

В целом же чоповские структуры стали гораздо более чистыми, чем в 90-е годы, когда за многими из них стоял криминал. Цель отделения охранных структур от преступного мира в определенной степени достигнута.

Кроме того, сотрудники частных охранных предприятий стали подходить к исполнению своих обязанностей более ответственно. И это притом, что сегодня они обладают большими правами, чем были у них тогда, 20 лет назад, когда структуры ЧОПов только создавались.