Зарплата врачей сократилась на 40 процентов

Кирилл Данишевский,

кандидат медицинских наук, эксперт по проблемам здоровья населения и реформе здравоохранения

Медработники становятся медрабами

Медработники становятся медрабами
Армады чиновников от здравоохранения реформируют медицину, урезая заработную плату рядовым врачам.
11 апреля 2011
Федеральный фонд обязательного медицинского страхования проверит те московские больницы, персонал которых сообщил о сокращении зарплат врачей. Напомним, министр здравоохранения Татьяна Голикова неоднократно заявляла, что при новой системе финансирования доходы медработников вырастут в ближайшие годы на 30—35 процентов. Теперь столичный Департамент здравоохранения обвиняет руководителей больниц в неумении работать в новой системе ОМС. Сами врачи утверждают, что новая система финансирования приведет к медленной гибели отрасли, которую цинично душат, сопровождая гибельные реформы конференциями и выработками концепций «развития медицины».

 

Из комментариев на сайте medportal.ru (орфография и пунктуация автора сохранены — Ред.). Невролог: «Здравствуйте, коллеги! Мой стаж — 25 лет. Работаю в ЦРБ. 10 лет руководил неврологическим отделением. Два года назад из МЗ пришла директива: оптимизировать коечный фонд. Боролся до инфаркта — все равно закрыли, медсестер с высшими категориями разогнали куда смогли. Мне предлагали в морг пойти с моей высшей, но потом дали полставки! Друзья! Это что по всей стране? Ответьте!» Наталья: «Я — врач анестезиолог-реаниматолог. Мне скоро 60 лет. Молодежь не идет в нашу специальность, потому, что зарплата врача 7—8 тыс. рублей в месяц. Голиковой надо уходить и как можно скорее. Она наши проблемы не поймет никогда. Министром здравоохренения должен быть врач. В России врачи получают зарплату меньше всех в мире, кроме Украины». Черный: «Люди, крепитесь, дальше будет только хуже, как для пациентов, так и для врачей. Я вам говорю как врач с 20-летним стажем. Модернизации никакой нет. На закупленном оборудовании должен кто-то работать, а работать некому, все хорошие врачи стремятся уйти из госмедицины. Но самое интересное, что нас с вами пытаются столкнуть лбами, оставшись при этом в стороне. Сколько раз вы в больницах возмущались порядками и правилами, которые давно устарели? Вы думаете, это простые врачи, медсестры, санитарки их придумали? Нет, это придумали те, кто сейчас добивает нашу медицину и скоро, я вас уверяю, добьют».

Начиная с середины февраля на медицинских форумах в Интернете появились сообщения о сокращении зарплаты в московских больницах. Столичные медики сначала решили, что у них отняли так называемые «лужковские доплаты». Однако когда в марте эпидемия понижения распространилась и на другие регионы страны, стало понятно, что проблема носит системный характер.

Возмущение медиков, заполнившее Интернет, заставило власть объясняться. Глава Департамента здравоохранения Москвы Леонид Печатников заявил, что снижение заработной платы могло произойти из-за того, что главные врачи медучреждений не сумели научить сотрудников работать в новой системе обязательного медицинского страхования. По его словам, оплата труда медработников — это статья фонда ОМС, расходы на которую зависят от количества пациентов и способов их оформления.

Теперь московские больницы ждут финансовые проверки. Столичный департамент здравоохранения и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) в выходные выступили с официальными заявлениями о начале ревизий в медучреждениях городского подчинения.

Можно предположить, что виновными окажутся главные врачи больниц, а не чиновники, внедрившие новую систему, на разработку которой наверняка было потрачено немало средств.

Чиновники уже начали перекладывать ответственность друг на друга, комментируя, правда, ситуацию исключительно в столице. По сообщениям прессы, в Минздравсоцразвития уверены, что причину снижения зарплат надо искать на уровне Москвы. И она не может объясняться вступлением в силу нового закона «Об обязательном медицинском страховании». «Новая система расчета тарифа может только увеличить объем средств, поступающих от системы ОМС, но ни при каких условиях не может их сократить. Говорить о том, что в Москве зарплаты снизились из-за нового закона, совершенно необоснованно», — заявила СМИ помощник министра Софья Малявина.

Исходя из этой логики, все города и веси в России одновременно испытали дефицит бюджета именно в здравоохранении. Сами врачи связывают происходящее именно с введением новой системы. И прогнозируют массовый уход специалистов в частный сектор.

Удивительно, как федеральная власть, да еще в предвыборный год, допустила кризис в сфере, которая затрагивает каждого человека.

Тем более что эксперты предупреждают: в области здравоохранения ситуация будет только ухудшаться. Ведь системный крах российской медицины обусловлен не одним фактором унизительно маленькой заработной платы, но и отсутствием грамотного руководства, и законодательными лакунами — врач, по словам самих медиков, не защищен ни как специалист, ни как человек.

Хотя, конечно, вполне может быть, что в свете постоянных заявлений руководства страны о модернизации и нанотехнологиях жителей страны постепенно приучают к тому, что лечиться нужно самим и по Интернету, отыскивая там диагнозы и рецепты. Ну а в больницы, наверное, наберут гастарбайтеров, которые ничем возмущаться не будут.

Кирилл Данишевский, кандидат медицинских наук, президент Общества специалистов доказательной медицины, эксперт по проблемам здоровья населения и реформе здравоохранения

Причины возможного снижения зарплат московских врачей не очевидны. Нужно понимать, что в столице больницы и поликлиники подчиняются разным органам исполнительной власти как федерального, так и регионального уровней. К тому же в целом по городу наблюдается переизбыток врачей множества специальностей. Порой в два раза. И платить человеку не за работу, не за помощь больным, а лишь за то, что он состоит на должности, конечно, нецелесообразно.

Сегодня, к сожалению, мало что делается для привлечения самих пациентов к оценке работы врача, эффективности назначенного лечения, вежливости специалиста. Это могло бы помочь в случае с формированием нового отношения к работе и ростом профессионализма врачей — так называемого «первичного контакта».

С другой стороны, тот самый оценочный показатель эффективности врачебной деятельности, основанный на мнении самих граждан, обращающихся в лечебные учреждения, также не всегда объективен. К примеру, обычному пациенту сложно оценить работу специалиста узкого профиля, кроме как по внешним признакам: вежливости и так далее.

Нужно помнить и о некоторых категориях врачей с крайне низкой зарплатой — например, фтизиатрах, которых просто невозможно оценить по шкале привлечения пациентов, но без которых тем не менее нынешнее здравоохранение невозможно. Эти люди уже сейчас уходят. Как раз им-то платить нужно больше.

В целом же повышение зарплат к резкому росту мотивации к работе всего медперсонала столицы и страны в целом не приведет. В рамках проводимых в системе отечественного здравоохранения реформ необходима разветвленная система стимулов, чтобы доктор работал больше, эффективнее и, следовательно, получал больше денег.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Сергей Шурлов, Александр Газов