В редакцию «Особой буквы» обратился Сергей Калинин, отец аспиранта очной формы обучения Современной гуманитарной академии. Несколько дней назад его сына по повестке вызвали в военкомат, где сообщили, что до 20 апреля тот должен предоставить аккредитацию по направлению подготовки по образовательной программе послевузовского профобразования. В противном случае молодого человека ждет действующая армия, причем в ближайшее время.
Но дело в том, что аккредитация аспирантуры вообще не предусмотрена. У нее должна быть лишь лицензия. Аккредитуют наши вузы только образовательные программы для студентов.
Специалисты объясняют, что закон «О воинской обязанности» неграмотно сформулирован. В связи с этим российские аспиранты, даже получив отсрочку от армии, могут быть направлены на службу.
Пока руководство вузов пытается разобраться в нечеткости формулировок закона, молодые люди собираются в армию.
По мнению депутата Государственной думы Олега Шеина, за комментарием к которому обратилась «Особая буква», последние двадцать лет призыв в армию студентов, а тем более людей, работающих над диссертацией, был запрещен.
«Однако если есть подобные нарушения, то это, прежде всего, не слишком лестно характеризует Министерство обороны Российской Федерации и их тактические ходы. Призыв аспирантов необходимо прекратить», — говорит депутат.
По его словам, действия Минобороны ярко контрастирует с сегодняшними сообщениями СМИ о том, что для предотвращения дедовщины в армии военные решили сократить воинский призыв для жителей некоторых республик Северного Кавказа.
«То есть это как? Получается, что человек, который учится в аспирантуре и готов защищать диссертацию, должен прерывать на два года свою работу, а жители отдельных регионов от службы вообще освобождаются — непонятный критерий и неправильный подход», — недоумевает Шеин.
Он обещал, что если получит обращения с конкретными примерами нарушения законодательства, подтвержденными конкретными фактами, то будет с ними разбираться.
«Но пока у меня нет ни одного подобного обращения», — отметил парламентарий.
Он также напомнил, что изначальная идея освобождения аспирантов от службы предполагала восстановление уровня некоторых специальностей в России, «так как перерыв в учебе переключает человека с науки на кардинально другие задачи. Именно поэтому еще в 1989 году была введена отсрочка для студентов, а параллельно с этим и отсрочка по аспирантуре», — объяснил Олег Шеин.
Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева