Россияне недооценивают всех нюансов публичности в социальных сетях

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», — специально для «Особой буквы»

Кто поедает социальную снедь

Кто поедает социальную снедь
Интернет — источник знаний. В том числе и таких, какие лучше бы оставались неузнанными.
24 апреля 2011
Большинству пользователей Сети абсолютно нечего сказать миру. Есть блогеры, которых читают тысячи людей, но их мизерно мало. Остальные граждане просто следуют моде.

Драматическая история в семье компьютерного гения Касперского, чей сын, судя по всему, был похищен злоумышленниками, еще раз заставила говорить о феномене социальный сетей и Интернета как источниках знаний — в том числе и таких, какие лучше бы оставались неузнанными. Ведь сын Касперского на своей страничке указал о себе, как говорят, буквально все, что только можно.

А между тем британские социологи провели исследование, согласно которому треть членов интернет-сообщества полагают, что на них легко найти компромат в Сети, а четверть респондентов испытывают неловкость от собственноручно сообщенных сведений и подозревает, что их начальству могли бы не понравится фотографии и некоторые детали биографии. Такие вот дела.

Вообще, мне сложновато выступать экспертом в этом вопросе, по той причине, что ни «Твиттера» у меня нет, ни «Фейсбука», ни «В контакте», ни даже вышедших из моды «Одноклассников». Нет — и никогда не было. Чувствую себя белой вороной, недочеловеком, ископаемым и вообще кем-то из, страшно подумать, далекого XX века.

При этом я неплохо себя чувствую. Но и не осуждаю тех, кто в виртуальной реальности пребывает чаще, чем в реальной жизни. Ради Бога. Это не повод для насмешек, а, скорее, повод для сострадания.

Ведь большинству пользователей абсолютно нечего сказать миру. Есть блогеры, которых читают тысячи людей, но их мизерно мало. Остальные граждане просто следуют моде. У всех есть «Твиттер» — значит, и у меня должен быть «Твиттер». Людям хочется быть частью толпы. Хочется быть известными, интересными, быть «экспертами». Поэтому любой дурак считает возможным высказываться по любой проблеме — ведь теперь для этого нет ни малейших препятствий.

Это раньше, чтобы высказаться публично, надо было попасть на телевидение, на радио и в газету. А сегодня каждый сам себе газета. Каждый звезда, потому что, как я понимаю, людям очень важно иметь как можно больше «друзей» и читателей всего этого хлама.

Но народ, конечно, недооценивает всех нюансов публичности. Что при должной — и не очень большой — сноровке про человека можно узнать практически все, пользуясь только его аккаунтом. Нет, безусловно, матерые преступники ориентируются отнюдь не на «Фейсбук» и не на пресловутые базы данных, продающиеся на «Горбушке». Кто хочет узнать про вас что-то — тот узнает.

Но есть же и целая толпа шальных полудурков. И если Иван Касперский оставил о себе в открытом доступе такую тучу сведений — ну почему же в голову кому-то не может прийти воспользоваться этими данными? Это как открыть квартиру настежь и уйти. К вам залезут не только профессиональные воры, но и простые прохожие, не совладавшие с искушениями.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Мария Пономарева, Александр Газов