У большинства московских бомжей есть, где жить

Комментирует Татьяна Лощилина,

эксперт комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития

Их адрес не дом, не улица и не Советский Союз

Их адрес не дом, не улица и не Советский Союз
У более чем 60 процентов столичных бомжей есть жилье, однако они предпочитают заниматься бродяжничеством.
28 апреля 2011
По данным уполномоченного по правам человека по Москве, в 35 процентах случаев причиной подобного образа жизни служит отсутствие работы по постоянному месту жительства. Еще 32 процента выбрали бродяжничество из-за социальных конфликтов и разводов. На улице живут и многие из тех, кто освободился из мест лишения свободы. Однако, по мнению некоторых специалистов, то жилье, о котором говорится в докладе, может и не принадлежать бродягам, а просто числиться за ними.

 

Владимир, 57 лет, бомж: «В прошлом я водитель больших машин: МАЗ, КамАЗ, автобусы. Все литеры есть, стаж 15 лет. Потом по состоянию здоровья ушел из водителей. Работал на компрессоре, дворником. Сейчас пенсию оформляю, пока не получается с документами. Я никого не виню, у меня ведь семья была хорошая. Все умерли: один сын самоубийство совершил, второго убили по хулиганке, жена не пережила этого. У меня такой стресс был. Сразу и с квартирой обманули — родственник, не близкий, свояк. Пообещал денег, а ни денег, ни документов. Не знаю, как у него сейчас дела, но в той квартире другой человек живет».

«Сегодня никто не может точно сказать, сколько на улицах Москвы бродяг. Неофициальные данные расходятся — от 10 тыс. до 100 тысяч. По сведениям департамента социальной защиты населения Москвы, согласно данным учета бездомных граждан, которые находятся в учреждениях социальной помощи, по состоянию на начало 2011 года в единой системе учета были зарегистрированы 12 тыс. 715 человек. Для сравнения: по состоянию на начало предыдущего года были зарегистрированы 9 тыс. 758 человек, в январе 2009-го — 5 тыс. 356 человек», — говорится в докладе.

Нельзя сказать, что у бродяг нет родных: таких всего лишь 11 процентов. У трети есть родители, у десятой части из них есть супруги, а у 38 процентов — дети.

Российские бродяги — люди грамотные. 72,3 процента из них имеют среднее и среднее специальное образование, а 13,2 — высшее. Страшно то, что процент бродяг с высшим образованием увеличивается. Правда, с такой же скоростью, что и процент маргиналов вообще без образования.

На протяжении всего периода изучения данного социального явления, с 1995 по 2010-й год,  для большей части бродяг основным источником существования было собирательство и временные подработки, которых за последние годы стало меньше. Поэтому наблюдается увеличение россиян, занимающихся попрошайничеством.

34 процента бродяг, отвечая на вопросы о своих перспективах, сказали, что оказались в асоциальном положении по своей собственной вине и беспечности. 15 процентов не знают, что делать, и не видят никакой перспективы. А десятая их часть чувствуют, что они отвергнуты обществом.

Еще 15 процентов смирились со своим положением и считают такую жизнь судьбой. Но все-таки 36 процентов надеются, что их нынешняя жизнь — временное затруднение, а они способны сами решить все проблемы. Кроме того, 41 процент бродяг хотели бы найти постоянную работу.

Стоит отметить, что среди бродяг растет число немосквичей.

Комментирует Татьяна Лощилина, доктор медицинских наук, эксперт комиссии Общественной палаты по вопросам социального развития

Я сомневаюсь в стопроцентной достоверности данных доклада в той его части, где речь идет об имуществе бомжей. Можно предположить, что квартиры или комнаты могли быть лишь куплены на их паспорта и числятся за ними для вида, а человеку негде жить.

Добровольный уход на улицу может быть связан со старческими деменциями, так как в возрасте у людей начинаются склеротические явления — их постоянно тянет на улицу, и они забывают, где их дом. Многие уходят из дома из-за неблагополучной обстановки в семье. Кроме того, есть такие обычные причины, как алкоголизм и наркотики. Люди находятся в том обществе, где их понимают.

Часто люди остаются на улице именно в результате обмана риелторов. Их так запугивают, что они становятся бродягами.

Для того чтобы вытащить страну из этой ситуации, необходимо создать сообщества по интересам. Многие люди потеряли себя, даже получив высшее образование. Наука стала совсем другой, ученые того времени были востребованы тогда, а сейчас они стали никому не нужны. А эта невостребованность привела к тому, что они хотят забыться.

В Германии существуют специальные клубы. Если ты врач, то ты можешь встречаться со своими коллегами-врачами, причем разного возраста. Даже маленькие ресторанчики по сути являются клубами, в которые приходят группы людей. Много они не пьют, а больше общаются.

Необходимо создать профессиональную службу занятости, которой сейчас в России нет.

Устраивать квалифицированного человека на свободное место дворника — это унижение человеческого достоинства. Именно так поступают у нас в стране.

Если человеческий труд будет уважаем, да еще и хорошо оплачиваться, то люди не будут уходить «в бега». Более того, часть сегодняшнего деклассированного элемента будут достойными членами общества.

 

Материал подготовили: Елена Славолюбова, Мария Пономарева, Александр Газов