Кремль неожиданно выступил против назначения сына вице-премьера Иванова в «Россельхозбанк»

Антон ОРЕХ,

обозреватель радиостанции «Эхо Москвы», — специально для «Особой буквы»

Крошка сын большого папы

Крошка сын большого папы
Мы уже давно не удивляемся тому, что, как говорил мой школьный товарищ, «дети высших министров» тоже не лапу сосут, а занимают престижные и хлебные должности в банках, госкорпорациях и тому подобных местах.
12 мая 2011
Сын главного чекиста Александра Бортникова — в структурах ВТБ, сын главного разведчика и бывшего премьера Михаила Фрадкова — в ВЭБе, наследник Валентины Матвиенко — тоже в ВТБ, сын Николая Патрушева не последний человек в «Россельхозбанке». Туда же собирались устроить и сына Сергея Борисовича Иванова. Из-за этого и образовалась коллизия. Говорят, что в администрации Медведева сильно против такого назначения.

Тут, конечно, сразу несколько историй. Потому что ясно, что отнюдь не семейственность и клановость возмутили Дмитрия Анатольича. Да и какое дело главнокомандующему до наблюдательного совета не самого великого банка! И других детей, кстати, не трогают, не смущают они президента и его команду. Значит, чем-то не потрафил не младший Иванов, а старший. Так что ответит сын за отца.

А другая история — как раз-таки про семейственность. И рядовые граждане возмущаются: ах, папенькины сынки, сами ни черта не умеют, а на должности посажены, бабки гребут, командуют. Вы понимаете, штука-то в чем. Тут сложно усмотреть прямой криминал. Если бы тот же Иванов дал кому-то денег за назначение сына или отдал приказ, или прозрачно намекнул... Но вряд ли так было в реальности. Такие вещи происходят… сами собой.

У детей начальников в принципе иные стартовые условия, чем у простых детей. Начиная от круга общения, связей и знакомств. Учатся они не где попало. А отучившись в хорошем месте, и перспективу получаешь лучшую. А еще все вокруг хотят помочь тебе продвинуться в надежде, что сын Большого Папы не забудет того, кто ему помог, и сам Папа не забудет тоже. То есть этих ребят и пропихивать-то особо не требуется — они сами продвигаются.

А кроме того, нельзя исключать и такого варианта, как талант. А почему, собственно, не может быть таланта у сына Иванова? Или Патрушева? Или Бортникова? Между прочим, до «Росссельхозбанка» младший Иванов и в СОГАЗе работал, и в «Газпромбанке». Имеет опыт, стало быть. И чего тогда именно теперь возмущаться стали?

Более того, найдутся те, кто справедливо нам скажет, что не все до единого дети больших начальников сами являются шишками. Может, это потому, что какие-то дети просто оказались более способными?

Короче говоря, мы можем иронизировать по этому поводу, можем подозревать нехорошее, но дело тут совсем в ином. В контроле. Мы не можем никак проконтролировать чистоту этих назначений. Мы не знаем, по каким качествам отбирают людей на эти должности. Не можем судить об успешности их работы. И раз так — то невольно возникают сомнения и подозрения. Но система-то универсальна. Что, разве Владимир Путин пристроил своих дочерей в банки и фирмы на миллионные должности? Нет. Но разве мало друзей Путина сидят на таких должностях? Можно пропихивать детей и родственников, а можно проталкивать друзей и знакомых. Суть-то от этого абсолютно не меняется! Какая разница, окажется «не на своем месте» чей-то сынок или чей-то дружок, если он будет заниматься там только самообеспечением?

А с другой стороны, если чей-то сынок окажется блестящим менеджером — так и пускай трудится. Вот только примеров второго мы знаем намного меньше, чем примеров первого.

 

Материал подготовили: Антон Орех, Александр Газов