В Москве открылся 15-й Всемирный русский народный собор

Мария ПОНОМАРЕВА, Григорий ИВЛИЕВ, Андрей СУЗДАЛЬЦЕВ

Дипмессия

Дипмессия
В условиях тотальной критики режима Александра Лукашенко РПЦ выступит как идеолог интеграции между Россией и Белоруссией.
26 мая 2011
Собор проходит в рамках Дней славянской письменности и культуры, которые уже ознаменовались несколькими заявлениями, вызвавшими широкий общественный резонанс. Так, Патриарх Московский и всея Руси Кирилл во время выступления на открытии Дней назвал Советский Союз великой страной, рухнувшей за несколько дней из-за разрушения духовных и культурно-исторических корней нации. Тему, затронутую главой РПЦ, косвенно продолжил руководитель Синодального отдела по взаимоотношениям церкви и общества Всеволод Чаплин, который высказался против немедленного выноса тела Ленина из Мавзолея. Но главные сенсации еще впереди: по некоторым данным, Русская православная в рамках работы Собора намерена продемонстрировать свою значительную роль в решении не только внутрисоциальных проблем, но и внешнеполитических. К чему ее давно прямо и опосредованно подталкивала российская власть.

 

В приветственном слове участникам Дней славянской письменности и культуры Патриарх Кирилл сравнил нашу нацию с многовековым деревом, которое рушится из-за того, что «сгнил ствол и отделил дерево от корней». «Это образ того, что происходит с человеком, с семьей, с народом, с государством, если отрывается корневая система. Не нужно никаких землетрясений, никаких войн, и великая страна может рухнуть за несколько дней, и мы являемся свидетелями того, что происходило в 90-е годы», — отметил Предстоятель Русской православной церкви. Слова Патриарха о величии СССР вызвали немалое удивление у всех тех, кто привык обвинять Советский Союз в искоренении базовых христианских ценностей.

Формулировка темы, вынесенной на обсуждение ВРНС, — «Базисные ценности — основа единства народов» — заставляет задуматься. Казалось бы, Русский собор не предполагает никаких других народов, кроме русского. Однако РПЦ, судя по всему, трактует это понятие несколько шире. Поэтому, употребляя слово «народ», организаторы форума подразумевали не только русских, но и белорусов, украинцев и других славян.

И это, конечно, не случайно. По словам источника «Особой буквы», пожелавшего остаться неназванным, мероприятие призвано продемонстрировать готовность РПЦ взять на себя особую миссию в укреплении отношений между людьми, исповедующими одну религию, но разделенными государственными границами. Речь идет в первую очередь о наших ближайших соседях — Белоруссии и Украине.

Другими словами, церковь должна сделать то, что последние два десятилетия не удавалось светской власти России, — остановить процесс размежевания народов, которые объединены общей культурой, религией и историей. Политические методы противодействия дезинтеграции Москвы, Киева и Минска уже практически исчерпаны. А вот духовные до недавнего времени еще никто толком и не задействовал.

Особое внимание РПЦ будет уделено Белоруссии, которая сейчас отдаляется от РФ гораздо более быстрыми темпами, нежели Украина, чье руководство пытается вести с российскими коллегами конструктивный диалог (пусть это и не всегда получается).

Действительно, в условиях, когда государственные отношения между Россией и Белоруссией переживают очередной кризисный этап, а официальный Минск стал постепенно ассоциироваться у россиян с «диктаторским режимом Александра Лукашенко», Русская православная церковь становится, пожалуй, одним из последних скрепляющих элементов, которые могут объединить наши страны в единое цивилизационное пространство.

Еще в феврале этого года Патриарх Кирилл, выступая на Архиерейском Соборе, заявил, что «православная церковь играет определяющую роль в развитии духовных, государственных и культурных традиций белорусского народа». Тогда же Предстоятель подчеркнул, что официальные соглашения между Белорусской православной церковью и различными государственными ведомствами являются важнейшим вкладом в развитие церковно-государственного диалога.

На данный момент трудно сказать, не больше ли программ сотрудничества — как республиканских, так и региональных — между РПЦ и Белоруссией, чем между официальными Москвой и Минском.

Любопытно, что на отношения двух стран на уровне православной церкви никак не влияют ни политические противоречия между Кремлем и Александром Лукашенко, ни экономические разногласия правительств, ни общественное мнение, которое за последние несколько месяцев в России все больше склоняется в сторону противников Батьки.

Уже очевидно, что в нынешний период крайне сложных и запутанных официальных российско-белорусских отношений именно Русской православной церкви будет отведена роль своего рода посредника в диалоге между государствами, которые периодически, но все реже, называются братскими.

Один из участников Всемирного русского народного собора объяснил «Особой букве», что в условиях, когда российская власть зачастую не просто самоустраняется от решения насущных социальных проблем, а подчас элементарно не знает, что с ними делать, на плечи РПЦ постепенно перекладывается часть государственных и общественных функций. Причем речь идет о повышении ее роли не только в сфере международных отношений, но во внутренней политике.

Андрей Суздальцев, доцент факультета мировой политики и мировой экономики Высшей школы экономики

Русская православная церковь действительно пытается занять нишу посредника в отношениях между Россией и Белоруссией.

Сейчас между нашими странами существует большая проблема в восприятии друг друга. Белорусский политический класс — не такой уж пророссийский, как принято считать.

Поэтому стремление РПЦ укреплять отношения между русским и белорусским народом не только реально, но и нормально. Это гражданский долг Русской православной церкви, учитывая, что Белоруссия — православная страна.

Сейчас не XIX, а XXI век. Международные отношения уже не являются прерогативой исключительно отдельного государства или государств. И РПЦ, которая также является субъектом международных отношений, ведет активную внешнеполитическую деятельность, причем в разных странах, а не только в Белоруссии или на Украине.

Григорий Ивлиев, председатель Комитета по культуре Государственной думы

Всемирный русский народный собор возник тогда, когда единение и духовность всего православного мира были под вопросом, в то время, когда распадались государства и целые сообщности на отдельные куски. Тогда внутри православия и возникло это движение, необходимое не только для жизни, а для выживания.

Сейчас мы видим, что благодаря тому, что в работе Собора принимают участие и представители православного священства, и представители культуры всех славянских народов, это мероприятие стало органом, в котором вопросы единения, вопросы общей духовности поднимаются на самый высокий уровень.

И самим фактом своего существования, и своими политическими заявлениями ВРНС направлен на то, чтобы объединять славянские народы.

Конечно, конкретные международные отношения с той или иной страной решаются на официальном политическом уровне. Но никакое государство, никакие политики не могут не считаться с тем, что существует такая мощная объединительная духовная сила, как православие, как общие корни культуры. Неслучайно Всемирный собор проводится в Дни славянской письменности и культуры, посвященные памяти Кирилла и Мефодия. Тех людей, которые дали нам не просто тезис для объединения, но и общую письменность. И язык стал основой постоянного общения между славянами.

У России с Белоруссией столь тесные отношения именно потому, что там русский язык является государственным. А наличие общего языка облегчает взаимодействие. Я очень хорошо это вижу на примере такой сферы, как культура. Общаясь с белорусскими коллегами, я понимаю, что у нас по существу нет никаких противоречий, поскольку все, что делается в рамках различных культурных программ сотрудничества между нашими странами, близко обеим сторонам.

Таким образом, единый язык, единая культура, единое вероисповедание и такие форумы, как Народный собор, позволяют диктовать власти любого государства тенденцию на усиление сотрудничества, взаимопонимания и способствуют преодолению любых экономических и политических противоречий.

И если Собор будет не просто объявлять о каких-то духовных потребностях, а принимать конкретные программы действий по сотрудничеству — это будет крайне важной акцией.

 

Материал подготовили: Мария Пономарева, Александр Газов