Активные пользователи Рунета и оппозиционеры регулярно обвиняют «Яндекс» в политической цензуре

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

В топку «Яндекса»

В топку «Яндекса»
«Яндекс. Найдется все» — уверенно обещает пользователю самая популярная поисковая система Рунета. Все ли на самом деле найдется? Попробуем разобраться.
27 мая 2011
Интернет-поисковик для нашей публики вещь не только важная, но и, без всякого преувеличения, спасительная. Многие российские пользователи даже не могут и не хотят забивать в соответствующую строку браузера электронный адрес нужного им ресурса. Хочет человек, например, зайти на видеосообщество YouTube — так он и забивает прямо в поисковик «Яндекс» «ю туб» русскими буквами, «Яндекс» ему выдает ссылки, ну и дальше пользователь уже ориентируется согласно подсказкам. Особенности национального интернет-серфинга, ничего не поделаешь.

 

Самый крупный скандал последнего времени, связанный с «Яндексом», произошел совсем недавно. Главный редактор «Яндекса» Елена Колмановская подтвердила, что система «Яндекс.Деньги» получала запросы от ФСБ по поводу данных тех пользователей, которые материально поддержали антикоррупционный проект Алексея Навального «РосПил». Колмановская сказала, что по закону «Яндекс» был вынужден выдать чекистам соответствующую информацию. «Мы сами очень недовольны сложившейся ситуацией и разделяем негодование пользователей. После того как наши юристы ее рассмотрят, мы поймем, что можем сделать по этому поводу», — заверила госпожа Колмановская. Также она утверждает, что ФСБ периодически обращается с различного рода запросами к «Яндексу». После того как личные данные граждан, перечислявших пожертвования проекту «РосПил», попали в распоряжение ФСБ, людей начали терроризировать телефонными звонками неизвестные личности.

Поисковик на домашней странице домашнего компьютера — лучший друг и помощник в мировой Сети. Его функции обширны — от метеослужбы до орфографического словаря. И среди всех поисковых систем у россиян «Яндекс», конечно, наиболее популярен — в отличие от Google его сервис более адаптирован к нашим реалиям, есть куча всяких «наворотов»: московские пробки, поиск по блогам и тому подобное.

Для интернет-публики, умеренно интересующейся политикой, роль «Яндекса» в качестве политического гида тоже нельзя недооценивать. Есть, конечно, политические гурманы, держащие в закладках десяток любимых и регулярно просматриваемых новостных ресурсов. Но большинство пользователей все же определяют степень актуальности и значимости новостей по топ-пятерке «Яндекса» либо, услышав краем уха что-то для них интересное, уточняют информацию через поиск по «Яндекс-новостям».

Так что тем, кто хочет беречь умы интернетовской аудитории от политической крамолы и идеологических диверсий, проще всего попытаться сделать это через «Яндекс». Причем вовсе не нужно жестко закрывать от пользователя те или иные темы, как в Китае. Достаточно кое-где, иногда, чуть-чуть подкорректировать реальность.

Предположим, на «Эхе Москвы» вы услышали, что некие политические активисты проводят на одной из площадей столицы акцию, тема которой вас заинтересовала. Вы лезете в «Яндекс», но там информация индексируется с опозданием и в первую очередь вылезают не условно «либеральные», независимые СМИ, которые могут дать объективную картину, а какая-нибудь казенщина с пресс-релизами ГУВД.

Например, акции оппозиции в рамках «Стратегии-31» иногда игнорировались самой популярной российской поисковой системой. При этом представители «Яндекса» ссылались на некие «технические сбои». Настораживает то, что эти «сбои», как назло, происходят лишь в определенные моменты и касаются определенных тем. Так, важные события «дела ЮКОСа» неоднократно слетали вниз в яндексовском «топе» под напором таких «мощных» информационных поводов, как круглые столы в Кремле.

Или другой пример — когда оппозиционеры повесили на мосту через Москву-реку огромный плакат с фотографией Путина (за решеткой) и фотографией Ходорковского (соответственно, без решетки) с подписью «Пора меняться!», «Яндекс» на поиск по картинкам «Пора меняться» в первое время ничего на тему акции не выдавал. В отличие, кстати, от Google.

Аналогичная ситуация была с поиском в «Яндекс-картинках» словосочетания «Партия жуликов и воров». Весной этого года проходил конкурс на плакат по данной теме. У Google индексировалось многоцветье листовок с карикатурами на единороссов, а у «Яндекс» — фотографии Навального вперемешку с фотографиями «воров в законе».

Когда популярный блогер Игорь Бигдан указал у себя в «ЖЖ» на столь очевидный разрыв в отображении действительности между «Яндексом» и Google, представители «Яндекса» вновь привычно заявили: «Наши алгоритмы (роботы) не срабатывают достаточно корректно. Можем вас заверить, что никакой цензуры не было и быть не могло. Проблема заключается в быстроте работы сервиса поиска по картинкам». Хотелось бы верить…

Помимо проблем с поиском картинок, есть и вопрос индексации нелояльных Кремлю сайтов. Так, известный экономист и политик Михаил Делягин рассказывал в своем блоге следующее: «Как сообщила мне редакция, сайт Forum.msk.ru внезапно и без объяснения причин выкинули не то что из новостей (такое бывало и раньше, и потом они извинялись, ссылаясь на «технические ошибки») — нас выкинули из поиска «Яндекса» вообще! И не реагируют уже на третье обращение с просьбой хотя бы разъяснить свои действия».

«Забавно, — продолжает Делягин, — что поиск «Яндекса» (по новостям) не ловит не только «Завтра», но и, например, «Известия», и мне не раз его сотрудники объясняли, что это «временная техническая ошибка», которую «мы уже устранили», и даже благодарили за сообщение о неполадках и «приверженность к сервису». В общем, если хотите видеть жизнь без цензурных шор — надо переходить на «Гугл», или «Нигму», или «Бинг». Хотя я привык к «Яндексу», хотя он по удобству и полноте услуг пока является лучшим, — но он стал откровенно хулиганить».

Указывает Михаил Делягин и на еще одну проблему: «Когда я всерьез взялся за создание «Родины: здравого смысла» (оппозиционная политическая партия. — Ред.), количество ссылок, которые «Яндекс» находит на мою фамилию, за две недели рухнуло в 2,5 раза: с более чем миллиона до 400 тысяч. Так, в общем, само не бывает. Ровно то же самое случилось с людьми, которые вместе со мной создают партию».

Однако существует и более острожная точка зрения. Например, блогер и гражданский активист Анатолий Глоба-Михайленко, редактирующий несколько политических ресурсов, считает, что примеры реально доказуемой цензуры в «Яндексе» обнаружить сложно: «Поисковые «роботы» работают независимо от МВД, ФСБ и администрации президента. Единственное, в чем можно попробовать уличить поисковик, — это в возможной подтасовке топа новостей и нарочном притормаживании индексации «неправильных», с чьей-то точки зрения (например, администрации «Яндекса», чьи взгляды могут иногда совпадать с мнением властей), сайтов. То есть какой-то сайт может быть проиндексирован, а также включен в каталоги «Яндекса» в корректные сроки, а какой-то будет болтаться в течение долгого времени, а владелец будет получать отказы. Причем отказ администрация никак особо не аргументирует. У них ответ примерно такой: «Если в течение трехмесячного срока Ваш сайт не включен ни в один из каталогов, значит, он нам не подходит».

Вспоминается высказывание Дмитрия Медведева о том, что необходимо устранить разницу в новостных приоритетах, существующую между Интернетом и телевидением. Вся прогрессивная публика поспешила обрадоваться, решив, что российское ТВ, исполняя президентский наказ, станет более свободным, постарается приблизиться к стандартам сетевых СМИ. Однако если сближение телевизионных и интернетовских топов и происходит, то в несколько ином ключе: Интернет постепенно приближается к останкинским канонам информационной политики.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Александр Газов