Издержки и убытки реформы социального страхования

Роман ПОПКОВ,

обозреватель «Особой буквы»

Фальшивая борьба с фальсификатом

Фальшивая борьба с фальсификатом
Фонд социального страхования уверяет, что из-за обилия поддельных больничных листов убытки составляют десятки миллиардов рублей. Начатые проверки продемонстрировали, что количество «фальшака» не настолько велико, чтобы списать такие громадные суммы.
16 июня 2011
В качестве одного из шагов по реформированию системы социального страхования глава Минздравсоцразвития Татьяна Голикова предложила пересмотреть систему выдачи больничных листов — мол, в этой сфере имеют место систематические нарушения. Также Голикова заявила о необходимости включить представителей ФСС во врачебную комиссию, решающую вопросы об обоснованности выдачи гражданину больничного листа.

 

Выступая в июле прошлого года на Всероссийском совещании управляющих региональными отделениями Фонда социального страхования (ФСС), министр здравоохранения и социального развития Татьяна Голикова посетовала, что в отличие от системы пенсионного страхования социальное страхование не реформировалось аж с советских лет. Министром было обозначено, что в 2014 году должен состояться переход ФСС на казначейскую систему исполнения бюджета, предполагающую отказ от действующего в настоящее время зачетного принципа в пользу прямого порядка уплаты страховых взносов.

Министерские инициативы встретили горячее одобрение в руководстве Фонда социального страхования. Глава ФСС Сергей Афанасьев расширил толкование реформы и заявил, что в контексте изменения зачетной системы теперь сам фонд будет выплачивать пособия. Кроме того, господин Афанасьев отметил, что ситуация с порядком выдачи больничных листов в России прямо-таки катастрофическая. В дальнейшем тема больничных листов получила особое развитие.

Так называемые поддельные больничные листы (БЛ) можно разделить на две группы: фальшивые БЛ и необоснованно выданные БЛ. По данным главы ФСС, из 130 млрд рублей, расходуемых ежегодно на оплату пособий по временной нетрудоспособности, до семи процентов — около 9 млрд рублей — идет на оплату незаконно полученных или фальшивых больничных листов. При этом указывается, что большая часть таких больничных — именно фальшивые документы, не проходящие ни по каким записям лечебных учреждений и базам данных.

То есть, согласно господину Афанасьеву, 9 млрд рублей ежегодно идут «в топку» — работодатели и социальные страхователи дарят их «лентяям и халявщикам», фальсифицирующим больничные листы. Также Сергей Афанасьев подсчитал, что примерно три процента больничных листов выдаются необоснованно.

Первый заместитель председателя ФСС Людмила Рау на страницах «Российской газеты» развила тему убытков фонда гораздо дальше, заявив, что «на фиктивных больничных фонд теряет до 70 млрд рублей».

И вот чиновники начали «спасать ситуацию». В апреле 2011 года было подписано соглашение об осуществлении совместного контроля за соблюдением порядка выдачи листов нетрудоспособности между ФСС и Росздравнадзором. Представители этих ведомств начали немедленно отчитываться об успехах совместных проверок медучреждений. Количество отправляемых на экспертизу больничных листов решили поднять с одного процента до тридцати, а справиться с этой трудоемкой задачей страховщикам должны помочь запланированная ими паспортизация поликлиник и больниц и, главное, увеличение численности штатных экспертов фонда более чем вдвое. Только этот проект потребует затрат на содержание — более десятка миллиардов рублей.

Руководство ФСС всеми силами демонстрировало, что до недавнего времени с выдачей больничных листов гражданам в стране был полный бардак — чуть ли не каждый желающий мог позволить себе купить внеочередной оплачиваемый отпуск, никакого контроля за этим направлением социального страхования не было. И в итоге 70 миллиардов потрачены впустую.

Зато теперь «эффективные менеджеры закатают рукава» и начнут тотальные проверки по городам и весям, выведут на чистую воду коррумпированных медиков и фальшиволисточников, закрутят гайки в вопросе предоставления больничных, залатают все черные дыры, в которые проваливались астрономические суммы. Вот только сотрудникам фонда, чтобы суметь прекратить разбазаривание средств из бюджета, необходимо предоставить усиленное финансовое питание. Фактически речь ведется о создании новой мощной и разветвленной структуры с многочисленным штатом и дорогостоящими мероприятиями. Предполагается ни много ни мало дотошная экспертиза десятков миллионов больничных листов и проверка сотен медучреждений по всей стране. Причем эти мероприятия должны проводиться не разово, а систематически.

Плюс ко всему руководство ФСС всерьез рассматривает возможность сделать больничные листы машиночитаемыми. Не совсем понятно, как машиночитаемость больничного поможет определить обоснованность его выдачи или продления. Но на сайте госзакупок ФСС уже разместил заказ на «выполнение работ по созданию и комплексному внедрению подсистем для реализации пилотного проекта по отмене зачетного механизма (включая поставку и адаптацию программного обеспечения для распознавания рукописного текста с листков нетрудоспособности)». Общая сумка заказа — 59 млн рублей.

Еще один заказ, реализация которого, по мысли руководства ФСС, поможет навести порядок в ведомственном хозяйстве, — поставка оборудования для функционирования Единой интегрированной информационной системы Фонда социального страхования «Соцстрах». Он также размещен на сайте госзакупок. А его стоимость — 357,4 млн рублей.

При этом стоит разобраться, настолько ли были велики объемы фальсификаций с больничными листами, как это нам пытаются продемонстрировать господин Афанасьев и его подчиненные.

Для успешного выявления фальшивых листов региональные отделения фонда еще в 2005 году дали указания страхователям о порядке распознавания фальшивого больничного и предложили бесплатные и эффективные инструменты. При сомнениях в подлинности больничных необходимо позвонить в фонд и проверить листок временной нетрудоспособности по специальной базе данных, в которой содержатся номера и серии бланков, закрепленных за конкретным медучреждением. В фонде существует единая интегрированная система, тот самый «Соцстрах», исправно работающий с 1998 года. В данной системе имеются абсолютно все данные о листах нетрудоспособности, какие медучреждения их получили, в каком количестве, номера серий БЛ и прочие реквизиты.

Интернет-портал «Российский бизнес» не так давно проводил исследование, как работодатели проверяют больничные листы. На вопрос «Как именно Вы осуществляете проверку больничных листов сотрудников Вашей компании?» респонденты назвали следующие варианты: «письменный запрос в поликлинику», «звонок в поликлинику/главному врачу», «визуальная проверка бланка, качества печати, качества бумаги, наличия необходимых подписей», «проверкой больничных занимается служба безопасности компании», «запрос/звонок в ФСС» и так далее.

Таким образом, мы видим, что и без бурной и финансово обременительной активности господина Афанасьева работа по проверке подлинности БЛ находилась на должном уровне, так как в этом напрямую заинтересован сам работодатель.

Но вот в 2010 году в ряде региональных отделений ФСС с участием различных структур были проведены масштабные проверки больничных листов на подлинность. И эти проверки показали, что обе категории поддельных листов — как фальшивых, так и необоснованно выданных — от общего числа проверенных составляют не более полутора процентов.

Проверка проводилась в 11 субъектах Федерации. По итогам проверки ФСС не приняла к зачету пять с половиной млн рублей. Затраты же фонда на проведение этой экспертизы составляют куда большие суммы. Неудивительно, что декларируемый дефицит бюджета ФСС в 2010 году вырос по сравнению с 2009 годом и составил свыше 27 млрд рублей.

Возникает вопрос: о каких десятках миллиардов рублей, потраченных якобы на оплату поддельных больничных, нам рассказывало руководство Фонда социального страхования?

Анализ существующей ситуации с больничными листами четко показывает, что никаких «потерянных миллиардов» в ходе проверок найти не удастся, а дефицит фонда вызван совершенно иными причинами. Какими — еще предстоит выяснить.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Мария Пономарева