Россияне не спешат сдавать государству хранящееся у них на антресолях оружие — даже за деньги

Федор КАЛАЕВ,

«Особая буква»

Спрос рождает вооружение

Спрос рождает вооружение
Борьба государства с незаконным оборотом оружия приобретает цивилизованные формы. Однако в стране продолжают взрывать и стрелять из стволов, приобретенных на черном рынке. Как и, главное, откуда они туда попали?
27 июня 2011
Еще с середины «нулевых» правоохранительные органы страны ввели практику «скупки» оружия и боеприпасов у граждан. Регулярно в субъектах РФ проходят акции «Арсенал» и тому подобные, когда сотрудники МВД не просто принимают добровольно сданное оружие, но и выплачивает за это компенсацию. Отличительной особенностью этой процедуры является также то, что уголовное дело в отношении сдающего не возбуждается, хотя должно было бы.

 

Кто сегодня заинтересован в покупке оружия? Киллеров предлагаю сразу отмести. У них свои поставщики, торгующие явно не подержанными двустволками. Остаются уличные отморозки, остатки ОПГ да не наигравшиеся в войнушку пацаны. И все же, как мне кажется, оружие в основном приобретают для самообороны. Просто потому, что государство не предлагает другого выхода. Есть «резинострелы», но их запретят со дня на день: очень велика статистика применения этого оружия в бытовых ситуациях. Что остается? Охотничий карабин? Но для него нужны сейф, регистрация, охотничий билет… Не всяк будет связываться. А вот старенький наган, лежащий в ящике прикроватной тумбочки, — это отличный вариант. И если бы его можно было купить официально, пугливый обыватель не стал бы обращаться на черный рынок.

Статья 222 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконные приобретение, хранение и сбыт огнестрельного оружия, а также основных его частей. Но примечание к этой статье предусматривает прекращение уголовного преследования в случае добровольной сдачи «ствола». Тут необходимо пояснить, какие случаи являются добровольной сдачей. Вот как это комментируют люди знающие.

Если к вам пришли милиционеры с ордером на обыск, и искать они собрались именно оружие, которое вы им тут же добровольно выдаете, — это не зачтется. А вот если они пришли искать наркотики, а вы выдали оружие, — другой вопрос. Кроме того, если вы, уже сидя в тюрьме, призвали к себе следователя и рассказали ему, где храните старый автомат, то это тоже будет добровольной выдачей.

Отечественные детективные сериалы широко распропагандировали систему фактически постоянного безнаказанного ношения «ствола». Мол, рядом с пистолетом должно лежать заявление о добровольной выдаче. Откуда «волына»? Нашел на улице, иду сдавать. Так вот, теперь это не прокатывает. Не может признаваться добровольной сдачей предметов, указанных в 222-й и 223-й статьях УК, их изъятие при задержании владельца, а также при производстве следственных действий по их обнаружению и изъятию.

Впрочем, это все касается криминальных элементов, в то время как мы с вами в большинстве своем люди добропорядочные и законопослушные. Если оказалось у нас на руках нечто трактующееся законодательством как оружие и боеприпасы, мы обязательно сдадим это куда следует. Добровольно сдать оружие и боеприпасы можно в любое время, но здесь тоже есть свои нюансы.

Тащить опасную находку с собой и сдавать в отдел знающие люди не рекомендуют. Во-первых, из элементарной техники безопасности. Кто знает, что за гранату вы несете? А если сдетонирует? Во-вторых, когда в кармане у человека нечто запрещенное, его поведение меняется. На ваши бегающие глаза, неуверенную походку и настороженное поведение может обратить внимание патрульный милиционер, задержать вас для установления личности, а там — читай выше. Можно сколько угодно вопить, что шел в полицию, — не поможет.

Самое лучшее — позвонить по «02». Мол, сижу дома, желаю сдать доставшуюся от бабушки авиабомбу. Разговор с дежурной частью всегда записывается, и это обезопасит вас в случае, если недобросовестные стражи порядка, случайно просочившиеся в полицию из милиции, начнут шить вам дело с возможностью откупа.

Итак, нужно позвонить и дождаться приезда полицейских либо покинуть место находки — это уж зависит от вашего желания прославиться. Придут участковый и опер, официально оформят выдачу согласно вашему заявлению, уголовное дело возбуждать не будут. Но сдавать оружие и боеприпасы лучше во время проведения тех самых операций «Арсенал», поскольку только тогда вам может перепасть материальное вознаграждение. О начале подобных акций — а проводятся они ежегодно — всегда сообщают в СМИ. И дело это небезвыгодное.

На сегодня расценки за сдачу незарегистрированного оружия и боеприпасов весьма впечатляют. Конечно, на черном рынке цены наверняка выше, но на черный рынок еще надо выйти, с риском угодить в теплые объятия бдительных «силовиков». Куда выгоднее загнать находку за треть цены, но по закону. Да и данная треть может оказаться весьма впечатляющей.

Так, с марта по ноябрь прошлого года в Карелии проводилась очередная операция «Оружие», в ходе которой за добровольно сданные «стволы» и боеприпасы было выплачено более 150 тыс. рублей («КарелИнформ»). Например, за добровольно сданный пистолет ПСМ калибра 5,45 миллиметра 1974 года выпуска дали вознаграждение в сумме 5 тыс. рублей. За сдачу боеприпасов времен Великой Отечественной войны — 7 тротиловых шашек, 29 гранат и более тысячи патронов — вознаграждение составило 19 тыс. рублей. Мужчина, нашедший схрон с 71 гранатой, четырьмя минометными минами, восьмью артиллерийскими снарядами и 5215 патронами, получил также 19 тысяч.

Эффективность материальной компенсации не поддается сомнению. Если в 2004 году в ходе аналогичной операции жители Карелии добровольно сдали 43 единицы незаконно хранящегося огнестрельного оружия, более 8 тыс. патронов, 148 гранат, мин и снарядов, почти 7 килограммов взрывчатых веществ, то в 2010-м сдано 39 единиц огнестрельного оружия, 970 гранат, мин и снарядов, 34 средства инициирования (взрыватели), 13 265 патронов и свыше 22 килограммов тротила. Но — откуда все это берется?

Точной статистики на этот счет в открытом доступе не найти, попробуем прикинуть сами. Редкими случаями можно считать находку где-то в шкафу дедовского нагана, завернутого в старую отцовскую буденовку. Все это давно уже найдено — и продано, потеряно, украдено. Такие случаи, кстати, тоже попадают в статистику: оружие (в основном охотничье) можно купить у спившегося соседа, найти на болоте после большой рыбацкой пьянки, украсть у нерадивого владельца. Да и не только охотничье.

Большой шум наделала история, случившаяся в Петрозаводске в июне 2009 года. Тогда преступники проникли в квартиру карельского уполномоченного по правам человека Валентина Шмыкова и украли крупную сумму денег, коллекцию монет, а также именной пистолет Макарова. Наличию у омбудсмена наградного оружия удивляться не стоит: в молодые годы — прежде чем стать правозащитником — Шмыков был заместителем председателя КГБ Карелии по кадрам. Вот причуды судьбы!.. На сегодня местонахождение этого пистолета, полученного Валентином Шмыковым из рук Николая Патрушева, неизвестна. Что касается его хозяина, то он по-прежнему карельский омбудсмен.

Не стоит недооценивать и эхо войны. Конечно, в фильме «Брат-2», где прямо посреди столицы можно было приобрести полный немецкий арсенал, а в придачу музейный действующий (!) пулемет «Максим», краски несколько сгущены. Основная масса огнестрельного оружия времен Великой Отечественной, найденного на местах боев, к использованию не пригодна. А вот боеприпасы вполне могут пригодиться. По крайней мере «запчасти» от них.

«Черные копатели» не тащат домой найденную гранату, они просто выплавят из нее тол. Гранаты на тол, патроны на порох, мины на цветмет… 65 лет прошло, но даже в отдельно взятой Карелии до сих пор есть места, где не имеет смысла использовать металлоискатель, — «звенит» все. Конечно, наша республика прошла через две войны — Финскую и Отечественную, — и всякой дряни в карельской земле лежит немало. Но ведь есть на территории страны районы, где шли куда более масштабные сражения, а значит — «трофеев» там значительно больше…

Аспект последний. Предложение есть, но его, как известно, рождает спрос. Кто сегодня заинтересован в покупке оружия? Киллеров предлагаю сразу отмести. У них свои поставщики, торгующие явно не подержанными двустволками. Остаются уличные отморозки, остатки ОПГ да не наигравшиеся в войнушку пацаны. И все же, как мне кажется, оружие в основном приобретают для самообороны. Просто потому, что государство не предлагает другого выхода.

Есть «резинострелы», но их запретят со дня на день: очень велика статистика применения этого оружия в бытовых ситуациях. Что остается? Охотничий карабин? Но для него нужны сейф, регистрация, охотничий билет… Не всяк будет связываться. А вот старенький наган, лежащий в ящике прикроватной тумбочки, — это отличный вариант. И если бы его можно было купить официально, пугливый обыватель не стал бы обращаться на черный рынок.

Что же касается опасности применения на улице — так что мешает законодателю запретить ношение оружия самообороны, а не его хранение? Как во всем цивилизованном мире? Не понимаю…

 

Материал подготовили: Федор Калаев, Александр Газов