Россияне не любят и не знают своих министров

Максим ШЕЛЕК,

обозреватель «Особой буквы»

Министерский портфелио

Министерский портфелио
Непонятно, чем в России занимаются министры? Всем ведь известно: если справедливости нет, денег не хватает, чиновники жить не дают — жалуйтесь Путину, у него под каждым кустом общественная приемная.
18 июля 2011
Поздравим себя: страна вышла на новый этап эволюции обществознания. Впихнувшись в графики отпусков, рассовав детей по бабушкам и со скандалом заняв лежаки, народ принялся оценивать работу своих министров. В качестве проверенного инструмента выступил вездесущий «Всероссийский центр изучения общественного мнения». Результаты социологического исследования, проведенного ВЦИОМ в конце июня, опубликовал «Коммерсант». Участникам опроса предлагалось ответить: положительно или отрицательно они оценивают работу министров и знают ли они вообще тех, кто работает в правительстве?

 

В правительстве есть люди, которые, как показывает практика, все делают и сами же за все отвечают. Речь о замминистрах. Все шишки обычно достаются именно заместителю, а мотивации никакой: наверх профессионала не пустят, потому как ему не до политики. Долго замы не держатся. Должность собачья: либо проворуешься — «У замминистра век недолог, и потому так сладок он…», либо, как все порядочные люди, сопьешься. Потом кидают их на регионы, где несведущему в политесе специалисту самое место. Там он и будет вековать — сосланный за ненадобностью из столицы, единственный в своем роде и чуждый окружающему интерьеру, как бивень мамонта в районном краеведческом музее.

 

Как выяснилось, самым нелюбимым министром россиян, из 25 предложенных, является глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко — отрицательно о его работе высказались 50 процентов респондентов. На втором месте в антирейтинге оказалась министр социального развития и здравоохранения Татьяна Голикова — 41 процент, а третьим стал министр финансов Алексей Кудрин — 34 процента.
Чем же деятельность этих тружеников не потрафила взыскательному вкусу нашего народа? Голикову упрекают за то, что не уделяет внимания проблемам населения. Кудрин признан жадиной. Абсолютный же аутсайдер Фурсенко, оказывается, виновен в развале системы образования. К сожалению, ВЦИОМ приводит сухой итог опроса, не удосужившись взять с людей объяснения, на чем же они основывают свои суждения, на мой взгляд, весьма спорные. И как ни странно, практически не связанные со второй частью опроса — знают ли респонденты своих министров в лицо, что на языке пиара именуется «рейтингом узнавания».
Ведь мы как привыкли? Вот проходят у нас выборы. Кандидатскими физиономиями обклеены все подъезды, газетная площадь делится с жутким матом, телеэфир отвоевывается ценой неимоверных усилий. Потому как в предвыборных штабах уверены: если кандидата знают в лицо — за него проголосуют. Логика крестьянская: «Ну, этого я хоть знаю…». В случае же с неугодными министрами эта практика дала сбой.
Взять Голикову. Эту элегантную блондинку, вызывающую непреодолимое желание укутать ее в соболя, никак нельзя назвать неузнаваемой. В теленовостях мелькает постоянно, отчитывается регулярно. Но — не нравится! Ведь что объединяет подавляющее большинство российского народа? Всеобщий статус пенсионеров (мой друг-таможенник вышел на пенсию в 35 лет, так что не спорьте). А какие предметы обсуждения у пенсионеров главные? «Социалка», здоровье и цены в магазине. А что делают с любимыми предметами? Ругают. Вот вам и недовольство лично Татьяной Алексеевной, несмотря на ее четыре ордена и безупречный маникюр. Ну и, конечно, на памяти история с массовым внедрением «Арбидола», явно выходящим за рамки честной конкуренции, а также детектив с закупками томографов по ценам, близким к прейскуранту NASA…
Непонятно, чего все так ополчились на Фурсенко. Ну ввел он этот самый ЕГЭ, дал молодежи возможность за один раз сдать и школьный выпускной, и вступительный экзамен — а мы только минусы видим. Да, есть негативные нюансы, но их нужно выявлять и ликвидировать. Ничего же в стране непоправимого нет, кроме автомобиля «Жигули» и песен Стаса Михайлова! А мы — «развал системы образования»… Если несмотря на разрекламированную трудность ЕГЭ, абсолютное большинство его все-таки сдает — значит, на подъеме образование? Или как?
Что же касается претензий к Кудрину, то это, товарищи, просто некрасиво. Чем обязанности министра финансов отличаются от обязанностей министра экономики — кто знает? Правильно, никто. И то, и другое — деньги. Но Кудрина ругают, а Набиуллину нет. И я объясню, почему.
В чем заключается экономическое развитие РФ, известно только узкому кругу лиц. Как в старом анекдоте:
— Доктор, меня беспокоит состояние российской экономики!
— Какой такой экономики?! Нет никакой российской экономики! Вы, батенька, наверное, водочку любите…
Вот и получается, что в общественном понимании занимаются люди примерно одним и тем же, но экономики нет — и всем наплевать, потому как общая. А финансов нет — сразу Кудрин виноват, потому как финансы личные. Несправедливо это по отношению к Алексею Леонидовичу. Извинитесь.
А может, они нам просто как люди не нравятся? Ведь есть среди министров ребята приятные, и какая разница, чего там творится в их епархиях. Вот хоть Лавров. Кто с ним общался, свидетельствуют: умница, интеллигент, весельчак. Владеет несколькими языками (в том числе, по слухам, сенегальским), и все отлично подвешены. Результат налицо: полное одобрение у 47 процентов граждан. Хотя чего такого великого он делает — Америку ругает да кровопийцу Асада выгораживает? Тоже мне достижения. Так и я могу.
А Сергей Иванов, вице-премьер? Кто знает, чем конкретно он занимается? В чем победы и достижения? Но в президенты не полез, в скандалах не замешан — и получил 32 процента одобряющих.
Но, конечно, рекордсменом в уважении народном остается Шойгу. Россия полыхает с каждым годом все масштабнее, а все равно любим, и не можем объяснить, почему. Вице-президент Центра политтехнологий Георгий Чижов отмечает: «…Сергей Шойгу, герой-спасатель, но что мы знаем о положении дел в гражданской обороне, за которую также отвечает министерство. Многие ли знают, где находятся у них в городах бомбоубежища?». Да, может, и хорошо, что не знают, вмиг бы эти бомбоубежища превратились в ночные клубы. Что же касается артобстрелов, то они у нас только с наших же горящих артиллерийских складов. Не будем же мы от своих прятаться!…
Мелочи это все. Да и с пожарами я, наверное, передергиваю: на каждом крупном ЧП Сергей Кужегетович всегда присутствует лично, и как профессионал он великолепен. Но любим-то не за это! Любим, потому что любим! 72 процента опрошенных готовы в огонь и в воду за Шойгу, а лучше вместе с ним — так привычнее. По слухам, некоторые особо экспрессивные желают от него ребенка. По слухам, не только женщины… В свое время «Единая Россия» чутко уловила эту необъяснимую народную страсть к генералу, и оперативно присобачила его к своему предвыборному плакату. Но в политику Шойгу не пошел — по счастью, у нас там как раз взорвалось что-то, типун мне…
Между тем «политика» остается ключевым словом в обязанностях наших министров. Во главе здравоохранения ставим экономиста — она и экономит. Политика! Заведовать обороной страны ставим бывшего торговца табуретками — и форма у нас от Юдашкина, аккурат поверх портянок. Опять политика! Думаете, это просто — «горячие линии» проводить, финансирование выбивать, с Жириновским в Госдуме лаяться?… Тем более, когда за всем этим цирком денно и нощно наблюдают проницательные глаза Владимира Путина, начальника всех начальников и мочалок командира.
Организовать работу такого количества государственных деятелей — это вам не голую задницу из форточки показывать. Плюс личная работа с населением, по принципу: «пришел, увидел, приказал». Квартиру вовремя не дают — жалуйтесь Путину, у него под каждым кустом общественная приемная. Если история прозвучит по телевизору, можете не сомневаться: Путин прикажет, и местные власти немедленно выделят жалобщику жилплощадь. Кого ради этого выкинут из очереди, обычно не сообщается. Рейтинг премьера, видимо, настолько высок, что его даже в опрос не включили. Чтобы не повергать в уныние министров.
Путин организовывает, министры указывают… Кто же работает? На то, чтобы профессионально разбираться во вверенном направлении, у министров есть заместители.
Хотя здесь тоже не все гладко. Как показывает практика, заместитель все делает, и сам же за все отвечает. Все шишки — ему, а мотивации никакой: наверх профессионала не пустят, потому как ему не до политики (Шойгу — исключение, в кое-то веки на деле подтверждающее правило). Долго замы не держатся. Должность собачья: либо проворуешься — «У замминистра век недолог, и потому так сладок он…», — либо, как все порядочные люди, сопьешься. Потом кидают их на регионы, где несведущему в политесе специалисту самое место. Там он и будет вековать — сосланный за ненадобностью из столицы, единственный в своем роде и чуждый окружающему интерьеру, как бивень мамонта в районном краеведческом музее.

 

 

Материал подготовили: Максим Шелек, Александр ГазоВ правительстве есть люди, которые, как показывает практика, все делают, и сами же за все отвечают. Речь о замминистрах. Все шишки обычно достаются именно заместителю, а мотивации никакой: наверх профессионала не пустят, потому как ему не до политики. Долго замы не держатся. Должность собачья: либо проворуешься — «У замминистра век недолог, и потому так сладок он…», — либо, как все порядочные люди, сопьешься. Потом кидают их на регионы, где несведущему в политесе специалисту самое место. Там он и будет вековать — сосланный за ненадобностью из столицы, единственный в своем роде и чуждый окружающему интерьеру, как бивень мамонта в районном краеведческом музее.

Как выяснилось, самым нелюбимым министром россиян из 25 предложенных является глава Министерства образования и науки Андрей Фурсенко — отрицательно о его работе высказались 50 процентов респондентов. На втором месте в антирейтинге оказалась министр социального развития и здравоохранения Татьяна Голикова — 41 процент, а третьим стал министр финансов Алексей Кудрин — 34 процента.

Чем же деятельность этих тружеников не потрафила взыскательному вкусу нашего народа? Голикову упрекают за то, что не уделяет внимания проблемам населения. Кудрин признан жадиной. Абсолютный же аутсайдер Фурсенко, оказывается, виновен в развале системы образования. К сожалению, ВЦИОМ приводит сухой итог опроса, не удосужившись взять с людей объяснения, на чем же они основывают свои суждения, на мой взгляд, весьма спорные. И, как ни странно, практически не связанные со второй частью опроса — знают ли респонденты своих министров в лицо, что на языке пиара именуется «рейтингом узнавания».

Ведь мы как привыкли? Вот проходят у нас выборы. Кандидатскими физиономиями обклеены все подъезды, газетная площадь делится с жутким матом, телеэфир отвоевывается ценой неимоверных усилий. Потому как в предвыборных штабах уверены: если кандидата знают в лицо — за него проголосуют. Логика крестьянская: «Ну, этого я хоть знаю…» В случае же с неугодными министрами эта практика дала сбой.

Взять Голикову. Эту элегантную блондинку, вызывающую непреодолимое желание укутать ее в соболя, никак нельзя назвать неузнаваемой. В теленовостях мелькает постоянно, отчитывается регулярно. Но — не нравится! Ведь что объединяет подавляющее большинство российского народа? Всеобщий статус пенсионеров (мой друг-таможенник вышел на пенсию в 32 года, так что не спорьте). А какие предметы обсуждения у пенсионеров главные? «Социалка», здоровье и цены в магазине. А что делают с любимыми предметами? Ругают. Вот вам и недовольство лично Татьяной Алексеевной, несмотря на ее четыре ордена и безупречный маникюр. Ну и, конечно, на памяти история с массовым внедрением «Арбидола», явно выходящим за рамки честной конкуренции, а также детектив с закупками томографов по ценам, близким к прейскуранту NASA…

Непонятно, чего все так ополчились на Фурсенко. Ну ввел он этот самый ЕГЭ, дал молодежи возможность за один раз сдать и школьный выпускной, и вступительный экзамен — а мы только минусы видим. Да, есть негативные нюансы, но их нужно выявлять и ликвидировать. Ничего же в стране непоправимого нет, кроме автомобиля «Жигули» и песен Стаса Михайлова! А мы — «развал системы образования»… Если, несмотря на разрекламированную трудность ЕГЭ, абсолютное большинство его все-таки сдает — значит, на подъеме образование? Или как?

Что же касается претензий к Кудрину, то это, товарищи, просто некрасиво. Чем обязанности министра финансов отличаются от обязанностей министра экономики — кто знает? Правильно, никто. И то, и другое — деньги. Но Кудрина ругают, а Набиуллину нет. И я объясню почему.

В чем заключается экономическое развитие РФ, известно только узкому кругу лиц. Как в старом анекдоте:

— Доктор, меня беспокоит состояние российской экономики!

— Какой такой экономики?! Нет никакой российской экономики! Вы, батенька, наверное, водочку любите…

Вот и получается, что в общественном понимании занимаются люди примерно одним и тем же, но экономики нет — и всем наплевать, потому как общая. А финансов нет — сразу Кудрин виноват, потому как финансы личные. Несправедливо это по отношению к Алексею Леонидовичу. Извинитесь.

А может, они нам просто как люди не нравятся? Ведь есть среди министров ребята приятные, и какая разница, чего там творится в их епархиях. Вот хоть Лавров. Кто с ним общался, свидетельствуют: умница, интеллигент, весельчак. Владеет несколькими языками (в том числе, по слухам, сенегальским), и все отлично подвешены. Результат налицо: полное одобрение у 47 процентов граждан. Хотя чего такого великого он делает — Америку ругает да кровопийцу Асада выгораживает? Тоже мне достижения. Так и я могу.

А Сергей Иванов, вице-премьер? Кто знает, чем конкретно он занимается? В чем победы и достижения? Но в президенты не полез, в скандалах не замешан — и получил 32 процента одобряющих.

Но, конечно, рекордсменом в уважении народном остается Шойгу. Россия полыхает с каждым годом все масштабнее, а все равно любим и не можем объяснить почему. Вице-президент Центра политтехнологий Георгий Чижов отмечает: «…Сергей Шойгу, герой-спасатель, но что мы знаем о положении дел в гражданской обороне, за которую также отвечает министерство? Многие ли знают, где находятся у них в городах бомбоубежища?» Да, может, и хорошо, что не знают, вмиг бы эти бомбоубежища превратились в ночные клубы. Что же касается артобстрелов, то они у нас только с наших же горящих артиллерийских складов. Не будем же мы от своих прятаться!..

Мелочи это все. Да и с пожарами я, наверное, передергиваю: на каждом крупном ЧП Сергей Кужугетович всегда присутствует лично, и как профессионал он великолепен. Но любим-то не за это! Любим, потому что любим! 72 процента опрошенных готовы в огонь и в воду за Шойгу, а лучше вместе с ним — так привычнее. По слухам, некоторые особо экспрессивные желают от него ребенка. По слухам, не только женщины… В свое время «Единая Россия» чутко уловила эту необъяснимую народную страсть к генералу и оперативно присобачила его к своему предвыборному плакату. Но в политику Шойгу не пошел — по счастью, у нас там как раз взорвалось что-то, типун мне…

Между тем «политика» остается ключевым словом в обязанностях наших министров. Во главе здравоохранения ставим экономиста — она и экономит. Политика! Заведовать обороной страны ставим бывшего торговца табуретками — и форма у нас от Юдашкина, аккурат поверх портянок. Опять политика! Думаете, это просто — горячие линии проводить, финансирование выбивать, с Жириновским в Госдуме лаяться?.. Тем более когда за всем этим цирком денно и нощно наблюдают проницательные глаза Владимира Путина, начальника всех начальников и мочалок командира.

Организовать работу такого количества государственных деятелей — это вам не голую задницу из форточки показывать. Плюс личная работа с населением по принципу «пришел, увидел, приказал». Квартиру вовремя не дают — жалуйтесь Путину, у него под каждым кустом общественная приемная. Если история прозвучит по телевизору, можете не сомневаться: Путин прикажет, и местные власти немедленно выделят жалобщику жилплощадь. Кого ради этого выкинут из очереди, обычно не сообщается. Рейтинг премьера, видимо, настолько высок, что его даже в опрос не включили. Чтобы не повергать в уныние министров.

Путин организовывает, министры указывают… Кто же работает? На то, чтобы профессионально разбираться во вверенном направлении, у министров есть заместители.

Хотя здесь тоже не все гладко. Как показывает практика, заместитель все делает и сам же за все отвечает. Все шишки ему, а мотивации никакой: наверх профессионала не пустят, потому как ему не до политики (Шойгу — исключение, в кое-то веки на деле подтверждающее правило). Долго замы не держатся. Должность собачья: либо проворуешься — «У замминистра век недолог, и потому так сладок он…», либо, как все порядочные люди, сопьешься. Потом кидают их на регионы, где несведущему в политесе специалисту самое место. Там он и будет вековать — сосланный за ненадобностью из столицы, единственный в своем роде и чуждый окружающему интерьеру, как бивень мамонта в районном краеведческом музее.

 

Материал подготовили: Максим Шелек, Александр Газов