В отличие от Грузии и США, в России с ворами в законе власть бороться не спешит

Комментирует Владимир Овчинский,

криминолог, генерал-майор МВД в отставке

«Жулики» в нашем «полицейском государстве» чувствуют себя вольготно

«Жулики» в нашем «полицейском государстве» чувствуют себя вольготно
Администрация американского президента Барака Обамы вводит беспрецедентно жесткие экономические санкции против иностранной мафии.
26 июля 2011
Санкции направлены против итальянской каморры, японской якудзы, мексиканского наркокартеля «Лос Сетас» и российской братвы. В США будут заморожены счета, принадлежащие как самой мафии, так и сотрудничающим с ней коммерческим структурам.

 

Под «русской мафией» в США понимают прежде всего так называемую семью одиннадцати, или, как ее еще называют, «двадцатку», или «братский круг». «Газета.Ru» напоминает, что в конце 90-х в «семью одиннадцати» входили преступные авторитеты Захарий Калашов (Шакро-молодой), Салим Абдувалиев (Салим), Сергей Бойцов (Боец), Евгений Васин (Джем), Алимжан Тохтахунов (Тайванчик), Аслан Усоян (Дед Хасан), Джемал Хачидзе (Джамал), Датико Цихелашвили (Дато Ташкентский). Под контролем этих «генералов преступного мира» было около 300 автономных бандитских групп, работавших в более чем 10 странах, включая Карибские острова, Канаду, Колумбию и США. Американские власти признали, что деятельность мафиозных группировок «приобрела такой размах и серьезность, что она угрожает стабильности международных политической и экономической систем». «Подобные организации становятся все более изощренными и представляют все большую опасность для Соединенных Штатов, они вторгаются в деятельность иностранных правительств и международной финансовой системы, ослабляя тем самым демократические институты, подрывая верховенство закона и экономические рынки», — цитирует «Газета.Ru» текст указа президента Обамы. Запретительные меры касаются также американских граждан и фирм, зарегистрированных на территории США, — им запрещено вступать в какие-либо деловые контакты с мафией и подконтрольными ей структурами. Отныне такие связи будут считаться преступным сговором.

Западный мир на протяжении последних 20 лет пытается защититься от наплыва организованной преступности с востока — вводятся все новые санкции против мафиози, происходят постоянные аресты, депортации, замораживаются счета, конфискуются активы. Некоторые бывшие союзные республики также ведут борьбу с воровским миром как частью советского наследия.

Особенно впечатляющих успехов в этом добилась Грузия. До прихода к власти Михаила Саакашвили грузинского государства как такового фактически не существовало. Были лишь две непререкаемо авторитетные институции — интеллигенция и всесильные воры. Саакашвили навел порядок решительно, жестко и в короткие сроки. Само звание «вор в законе» стало уголовно наказуемым. Для десятков криминальных вождей замаячила перспектива тюрьмы. Причем не просто тюрьмы (этим вора запугать сложно, тюрьма для него как дом родной), а одиночной камеры в подвалах МВД, без сонма подобострастных арестантов, в условиях, когда нужно самому чистить санузел, ни наркотиков, ни алкоголя в камере. А потом в Грузии даже запретили публичное исполнение в кафе блатных песен, которые в России стыдливо именуют «шансоном». Напуганные новыми порядками воры потянулись в нашу страну, где их и так было немало.

А вот в России ситуация с воровским миром сложилась интересная. Казалось бы, 11 лет у нас существует вертикаль власти, всесилие спецслужб и диктатура закона, пришедшие на смену «лихим 90-м». В пресловутые 90-е новое поколение бандитов, так называемые спортсмены и автоматчики, после кратного периода могущества истребили друг друга в кровавых криминальных войнах. Уцелевших в начале нулевых добили силовики. А вот старая воровская гвардия, хитрая, умеющая выживать, — она благополучно уцелела, приспособилась к новым российским реалиям.

У воров тоже случаются разборки — чего стоит конфликт между кланами Тариэла Ониани (Таро) и Аслана Усояна (Деда Хасана). Жертвой именно этого конфликта стал, по всей видимости, Вячеслав Иваньков (Япончик), а сам Дед Хасан был недавно ранен. Но это мелочи по сравнению с 90-ми. В целом же «жулики» в нашем «полицейском государстве» чувствуют себя весьма неплохо.

Тот же Аслан Усоян, по данным «Новой газеты», вольготно разместил свой «штаб» в центре Москвы, в ресторане «Старая кибитка». Еще в прошлом году он там вел приемы других преступных авторитетов, а также чиновников, приезжавших к нему «на стрелку» в машинах с крутыми номерами и лобовыми пропусками. Сын Деда Хасана — крупный бизнесмен, являющийся учредителем ЗАО «Донис и К» (сеть кафе «Русское бистро»), ООО «Арно и К» (супермаркет «Столичный»), ООО «Ес-Авиа» (производство и продажа легких самолетов И-3) и АОЗТ «Фулл глобал лизинг аэрлайнз». Удачливыми коммерсантами стали племянники и внуки Усояна.

Однажды произошел анекдотичный случай: как удалось установить «Новой газете», в «Старую кибитку» на аудиенцию к Деду Хасану однажды приехал находящийся в международном розыске за убийство, бандитизм, разбой и грабеж на территории Азербайджана вор в законе Юсиф Алиев по прозвищу Юська и Юсиф Бакинский. Этот персонаж приехал на «крузере» с пропуском Верховного суда РФ на лобовом стекле.

Вряд ли можно сомневаться в том, что оперативники МВД имеют обширные досье на каждого из многих десятков воров в законе, находящихся на территории России. Вряд ли при наличии воли политического руководства было бы сложно привести в действие нормы уголовного законодательства и пересажать всю эту публику или выслать из страны навсегда.

Но вместо этого у нас было расформировано Управление по борьбе с организованной преступностью (УБОП), и создан бессмысленный Центр по противодействию экстремизму (ЦПЭ), азартно охотящийся за малахольными оппозиционерами. При этом многие дела оперативного учета и оперативной разработки преступников были уничтожены.

Комментирует Владимир Овчинский, криминолог, генерал-майор МВД в отставке

Еще в 2008 году, когда президентом США был Джордж Буш — младший, здесь была принята «Стратегия борьбы с международной организованной преступностью», в которой так называемой русской мафии было уделено очень большое внимание. Нужно, правда, понимать, что в «русскую мафию» входят все, кто говорит по-русски. Все, для кого этот язык является первым или вторым: русские, украинцы, белорусы, грузины, чеченцы, казахи и так далее.

Введенные Обамой санкции — действия в рамках этой стратегии. Теперь «русскую мафию» объединили еще более широким понятием — «братва». А под братву можно подвести кого угодно.

Решение президента США является чисто политическим. Сама программа борьбы с международной оргпреступностью крайне политизирована. Предпринимаются попытки создать образ России как мафиозного государства. Это своеобразная холодная война, но на другом уровне.

В целом ситуация с организованной преступностью сегодня в России очень тяжелая. Связано это с ликвидацией несколько лет назад специальных подразделений, занимавшихся исключительно борьбой с ОПГ. После этого контроль над отечественной мафией в стране фактически потерян.

Поэтому у нас сегодня есть «Кущевка» в Краснодарском крае. Подобные вопиющие случаи только за последнее время произошли во Владимирской, Челябинской, Свердловской областях, на Кузбассе. Те же Цапки — это не просто какая-то банда насильников и убийц. У них свой крупный агропромышленный холдинг, офшорные счета, собственность за рубежом. Кого-то задержали, но их организация намного шире. Занимаются они и торговлей людьми.

Или, к примеру, на Урале. Какие-то бандиты пытались убить фермера, это записано на видеокамеры, сюжет об это показывали по центральному телевидению. А оказалось, что это преступное сообщество «Ильинские», в которое входят десятки людей, есть свои прикормленные коррумпированные чиновники. И получается, что пока не вмешиваются федеральные силы, вся эта гадость в регионах спокойно существует.

С этим необходимо бороться. Нужно воссоздать упраздненную в свое время службу по борьбе с оргпреступностью. Наделить ее, помимо всего прочего, функциями борьбы с коррупцией и обеспечения собственной безопасности МВД, которые сегодня выполняют фактически карманные подразделения, подчиняющиеся главам УВД в регионах.

Все возможности сегодня для этого есть: люди, навыки, парламент, способный оперативно принять соответствующие законы. Пока, однако, планов по восстановлению соответствующих служб нет.

Необходимо самим решать проблемы, а не ждать, когда за нас это начнут делать американцы, раскручивая политическую составляющую в своих целях.

 

Материал подготовили: Роман Попков, Сергей Шурлов, Александр Газов